Примерное время чтения: 3 минуты
1738

В долгий ящик. Отложили или отменили строительство Багаевского гидроузла?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. "АиФ на Дону" 11/09/2019 Сюжет Главные новости Ростовской области

Власти сдвинули сроки строительства Багаев­ского гидроузла в одноимённом районе Ростовской области. Как сообщает из­дание «РБК. Деньги», выделенные на него и Нижегородский гидроузел средства пойдут на другие цели. Будет ли вообще реализован этот проект?

Река  Дон входит в состав меж­дународного транспортного коридора «Север-Юг», который соединяет Балтийское и Чёрное моря и обеспечивает выход водного транспорта России в Евросоюз. Для увеличения глубины, что позволило бы перевозить более масштабные грузы, ещё в советские годы здесь планировалось строительство Багаевского и Аксайского гидроузлов.

О проекте первого из них всерьёз заговорили в последнее десятилетие. Однако у проекта оказалось много противников.

Глубже - лучше

Проект строительства был включён в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Общая стоимость гидроузла с учётом обустройства водохранилища должна была обойтись в 22 млрд рублей. Эта сумма сопоставима с инвестициями в строительство аэропорта Платов и больше, чем было потрачено на стадион «Ростов Арена».

Первый этап строительства начался в апреле 2018 года. По словам тогдашнего министра транспорта России Максима Соколова, гидроузел увеличит пропускную способность Волго-Донского канала, обеспечит безопасность судоходства и позволит приступить к оздоровлению Цимлянского водохранилища. Глубина судовых путей после постройки гидроузла составит не менее четырёх метров - это позволит отправлять по реке более загруженные суда.

Тогда же губернатор Ростовской области Василий Голубев отмечал, что Багаев­ский гидроузел позволит обеспечить несколько населённых пунктов бесперебойным водоснабжением, рыболовством, мелиорацией.

Селёдки не будет?

«Багаевский гидроузел не решает проблем водного транспорта. Пропускная способность водного пути не возрастёт. Потребуется дополнительное шлюзование, а в нижнем бьефе гидроузла проблемы останутся», - считает президент некоммерческого партнёрства «Национальный центр водных проблем», доктор технических наук Владимир Кривошей.

По его мнению, грузопотоки переходят на другие виды транспорта, где себестоимость и условия перевозки грузов существенно лучше. Иными словами, грузов для роста перевозки водным транспортом нет, и в перспективе не ожидается. А резервы действующих сооружений существенно превышают фактическую загрузку.

Словом, строительство Багаевского гидроузла нарушает базовый принцип гидростроения в России - комплексность использования водных ресурсов. Реализация проекта нанесёт урон экологии, экономике и населению.

По мнению экологов, проект может поставить крест на нерестилищах рыб в этой зоне, в частности на популяции донской селёдки. Расстояние, которое мальки этого вида проплывают до попадания в Таганрогский залив, сократится со 150 до 70 километров.

«Часть нерестилищ рыб будет затоплена и прекратит существование. Маловероятно, что река восстановится, поскольку потребуется проведение больших объёмов дноуглубления», - добавляет Владимир Кривошей.

Конкурс не прошёл

В августе 2019 года Росморречфлот предложил перераспределить 12,6 млрд рублей, выделенных на строительство Багаевского и Нижегородского гидроузлов в пользу нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».

При этом власти опровергли слухи об остановке строительства Багаевского гидроузла: речь идёт только об отставании от графика работ. Их нужно было закончить к концу 2018 года, однако срок перенесли из-за нереста и ската молоди рыбы.

«Это довольно рутинная процедура. В дальнейшем, когда стройка войдёт в обычный ритм, состоится обратный трансфер», - рассказал министр транспорта Ростовской области Андрей Иванов.

Тем не менее, в мае 2019 года на конкурс на реализацию второго этапа строительства не поступило ни одной заявки.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах