Три года шла борьба общественников Ростова за то, чтобы добиться открытия уникальных картин из керамики на стенах подземных переходов. Как это было, рассказывает «АиФ-Ростов».
Привет из СССР
В 1970 - 1980 годах в Ростове появилось пять подземных переходов на перекрёстках самых оживлённых центральных улиц.
Планировалось, что переходы со временем войдут в состав разветвлённой системы метрополитена. Поэтому строители подумали и об эстетической составляющей, стены четырёх переходов с 1972 по 1982 год украсили мозаичными панно.
Работа эта была кропотливая: бригада из семи мастеров вручную создавала керамические картины. Для этого чешскую облицовочную плитку резали на пазлы, окрашивали, обжигали.
Темы настенных шедевров разные: из героического прошлого города и страны (моменты сражений в ВОВ, освоение космоса), эпизоды из жизни обычных людей: рождение, выпускной, досуг, представлены также сценки из «Тихого Дона» Шолохова. Каждый облицованный искусными мастерами коридор стал шедевром.
Кстати
Мозаичные панно в подземных переходах Ростова-на-Дону стоят на первом месте по популярности у заграничных туристов, приехавших в город. Посмотреть керамические картины о советском прошлом рекомендуют на многочисленных всемирных сайтах о путешествиях.
Последние двадцать лет в подземных коридорах царят ларьки. Именно они до недавнего времени полностью закрывали мозаичное панно советских времён на пересечении улицы Московской и проспекта Будённовского.
Однако 27 июня 17 торговых павильонов демонтировали, и картинки пейзажей Ростова будущего, а также животных, обитающих на донской земле, предстали перед жителями и гостями южной столицы.
Открыли два панно, остальные пока за киосками.
Дело в том, что по договорённости общественников и чиновников, работы будут идти поэтапно. Сначала необходимо провести ремонт самого перехода: в нескольких местах на стенах обнаружены течи, кроме того в реставрации нуждается и панно: некоторые фрагменты пострадали от установки торговых павильонов, отвалились куски от стены с сюжетом карты Ростова и генплана застройки города.
Проектно-сметная документация работ должна быть готова к концу 2019 года, а саму реставрацию власти обещают провести к концу 2020 года. Пока неизвестно, сколько и какие средства будут выделены на эти работы.
Отчаянные домохозяйки
Открытие мозаичных панно в переходе на Будённовском/Московской заслуга активных горожан.
- Это сейчас все в один голос признали уникальность керамических панно. А когда три года назад мы просили власти признать мозаики объектами культурного наследия и открыть их для людей, на нас смотрели, как на сумасшедших домохозяек. Нам во всех инстанциях говорили, что мозаики не представляют никакой ценности, мол, подумаешь, плитка какая-то, - вспоминает основатель общественного движения «Городской патруль» Елена Хатламаджиян.
По её словам, власти объясняли своё нежелание убирать киоски тем, что якобы так они поддерживают предпринимателей и защищают их права. Ещё одной отговоркой было утверждение, что мозаика в жутком аварийном состоянии, а вот ларьки держат панно и не дают ему обрушиться. Три года общественники боролись за то, чтобы сохранить и открыть керамические картины в подземных переходах нашего города. Стучались во все двери, писали во все ведомства и инстанции, депутатам всех фракций, как городских, так и Государственной Думы. В итоге в этом году победа была одержана - панорамы из мозаики открыли.
Железный занавес
Сейчас активные горожане добились того, что два перехода, облицованные мозаичными панно, вошли в реестр объектов культурного наследия (ОКН) регионального значения (это коридоры на Будённовском/Московской и Кировском/Садовой). Готовят общественники и документы на включение в список выявленных ОКН двух других переходов. Кроме того, за стенами торговых павильонов остаются многие другие уникальные произведения советских мастеров: так, например, в переходе на Ворошиловском/Садовой (где можно увидеть почти все мозаики) одну из картин заварили железным листом, когда делали ремонт. На ней изображено, как дети играют на лугу в индейцев. А в коридоре на Будённовском/Садовой до сих пор скрыт за ларьком сюжет про военный поход Петра I.
Кстати
Первый заместитель губернатора Игорь Гуськов:
- Ларьки закрывали два мозаичных панно - с правым берегом Дона и животным миром региона. Панно в ростовской подземке - достояние нашей культуры. В 2017 году этот подземный переход с мозаикой на стенах признали объектом культурного наследия регионального значения.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.