Примерное время чтения: 8 минут
385

Что такое этномода? Когда в Ростове появится музей национального костюма

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. "АиФ на Дону" 19/10/2021
Дефиле участниц фестиваля национального костюма «В разных красках родины».
Дефиле участниц фестиваля национального костюма «В разных красках родины». / Ирина Велижинская / Из личного архива

Слышала, что на Дону хотят создать музей, где представят исторически достоверные костюмы народов, которые населяют регион. Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее.

И. Музыченко,
Тацинский район

Ростовская региональная общественная организация «Польский национальный культурный центр «Полония Дона» выиграла первый грантовый конкурс Президентского фонда культурных инициатив. И теперь диаспора планирует открыть в донской столице музей национального костюма.

Корреспондент «АиФ-Ростов» встретилась с председателем «Полонии Дона» Ириной Вележинской и выяснила, что такое этномода и как костюм формирует культуру народа.

Что значит культурный код этноса

Наталья Емельянова, «АиФ-Ростов»: Ирина Николаевна, когда и как появилась эта идея, что послужило толчком и как вы её реализовали?

Ирина Вележинская:  Идея проекта родилась после интерактивного урока для школьников на тему «Культурный код этноса». Прошёл он в рамках этнокультурной образовательной сети «150 культур Дона». Национальный костюм – это самый яркий культурный код, по которому человек распознаёт представителей национальностей Кавказа и славян, наследников кочевых народов – калмыков и башкиров, и потомков древнего Согдийского царства – узбеков, народов юго-восточной Азии и Западной Европы. Но вот отличить армянский костюм от грузинского, украинский от белорусского – это уже задача посложнее. Может быть, обычному человеку эта разница не так важна, но тем, кто представляет творчество народов на сцене, участвует в межнациональных фестивалях и форумах, это необходимо.

В 2017 году, благодаря поддержке правительства Ростовской области, «Полония Дона» в первый раз провела фестиваль национального костюма «В ярких красках родины». Создав такой фестиваль, организаторы задумались о современных формах продвижения традиций сохранения многонационального культурного наследия народов Дона, о том, что для этнокультурного образования недостаточно участия в фестивале только творческих коллективов, которые выступают на сцене.

Поэтому в 2019 году во время фестиваля провели уроки для учащихся некоторых ростовских и сельских школ, а также конкурс «Мы рисуем родину» среди школ, участвующих в этнокультурной образовательной сети «150 культур Дона», и только потом прошёл показ национальных костюмов восьми разных национальностей, проживающих на Дону. А костюмы, созданные в рамках проекта, поддержанного президентским грантом в 2019 году, передали школам, изучающим культурные коды народов-участников фестиваля. Так, новочеркасская школа № 1 получила в дар польские национальные костюмы, которые теперь есть в школьном музее, вместе с информацией о национальных традициях поляков.

Досье
Ирина Николаевна Вележинская родилась 22 марта в городе Нальчике. Окончила Шахтинский технологический институт бытового обслуживания по специальности художник-модельер. Работала в ателье «Русский сезон», в Министерстве бытового обслуживания Кабардино-Балкарской Республики. Более 14 лет возглавляет польский региональный национально-культурный центр «Полония Дона», которому 22 марта 2022 года исполнится 30 лет.

В чём уникальность

– В презентации проекта сказано об его уникальности, которая «состоит в попытке применить технологии креативной индустрии к теме сохранения традиционного многонационального культурного наследия Дона». А как это будет воплощаться?

– Национальные костюмы мы часто наблюдаем в экспозициях краеведческих музеев, но в таком виде они мало привлекают внимание посетителей. А то, что мы видим на сцене и в кино, не всегда соответствует исторической правде. И чем дальше от нас эпоха, тем вольнее интерпретации создателей сценических костюмов. За достоверность информации, получаемой зрителем со сцены в более привлекательном виде, чем в краеведческом музее, создатели сценических костюмов ответственности не несут. А мы, зрители, таким образом, теряем связь с историческим наследием. Именно поэтому появилась идея создания музея национального костюма как формы сохранения нематериального культурного наследия народов Дона.

Главными артефактами нашего музея будут исторически достоверные источники информации, на основании которых мы воссоздадим исторически выверенные национальные костюмы народов Дона. Сегодня есть возможность усилить внимание к этой теме благодаря массовой экранной культуре современности, поэтому пособие «Уроки этномоды» планируется создать не только в печатном, но и мультимедийном варианте. Проводить их мы планируем с октября 2021 года по апрель 2022 года в Донской публичной библиотеке. За это время все желающие могут посетить уроки и ознакомиться с историческими костюмами таджиков, ассирийцев, корейцев, грузин, узбеков, евреев, карачаевцев турок-месхетинцев. Можно будет создать творческие мастерские этномоды, которые получат задания разработать эскизы сценических костюмов на основе полученных знаний, а также сшить комплект для одной из восьми национальностей и представить на конкурс. Победители конкурса выступят на фестивале «В разных красках родины».

– Одна из целей проекта – исследование роли технологий креативной индустрии в сохранении нематериального культурного наследия народов Дона.

– Идея связать фестиваль национального костюма «В разных красках родины» с исследованием технологий креативной индустрии возникла после форума «Умный город», который прошёл в Ростове в 2021 году. По словам директора департамента экономики донской столицы Полины Коростиевой, наш город уступает первенство в развитии этого направления только двум столицам. В Ростове доля компаний и работников, задействованных в креативной индустрии, составляет 10%, в Москве – 18,5%, а в Питере – 12,6%.

Что касается музея национального костюма в современной интерпретации, то ведь это не просто вещи, а история национальной одежды народов, некогда пришедших в донские степи. Интересно показать её эволюцию от архаических одежд-оберегов до ритуальных богатейших нарядов, символизирующих высокий социальный и имущественный статус носителя. Пригласить посетителей музея в историческое путешествие вглубь веков и тысячелетий, а затем воплотить эти впечатления в современных модных коллекциях. Это идея-максимум для самых смелых, выбравших своё профессиональное будущее в сфере моды. Поэтому мы пригласили к сотрудничеству студентов и преподавателей ростовских колледжей и вузов, готовящих специалистов для фэшн-индустрии. Для них будут разработаны условия конкурса стартапов.

Зачем нужно наставничество?

– Также среди целей проекта – профессиональная ориентация учащихся школ сельских поселений и малых городов Ростовской области. Неужели когда-то популярная в советское время практика наставничества будет вновь реанимирована?

– Когда мы говорим о проф­ориентации, то предполагаем, что школьники ближе ознакомятся с профессиями модельера, технолога одежды, общаясь со студентами-волонтёрами профессиональных ссузов и вузов и посещая «Уроки этномоды». Мастера швейной отрасли и дизайна одежды, художники по костюмам и другие профессионалы fashion-индустрии расскажут об особенностях своей профессии и перспективах роста в ней.

В одну творческую мастерскую муниципального образования смогут войти участники всех ступеней образования. И каждый член творческой мастерской будет выполнять задания руководителя творческой мастерской. Он может быть учителем ИЗО или технологии, руководителем кружка рукоделия или студентом специализированного вуза. Например, творческая мастерская хутора Раково-Таврический Кагальницкого района соберёт в доме культуры всех желающих независимо от возраста, а в хуторе Нижнесолёный Веселовского района такая мастерская появится при школе как вне­уроч­ная деятельность. Главный критерий отбора – это желание научиться шить национальные костюмы. Руководитель творческой мастерской может приехать на обучающие семинары «Уроки этномоды» или в Донскую государственную публичную библиотеку, или вместе с другими членами мастерской участвовать в online-трансляции мероприятия. Студенты профессиональных ссузов и вузов получат в помощь методические пособия «Уроки этномоды», составленные экспертами, и будут выступать в роли технологов творческих мастерских, разрабатывать выкройки для костюмов и передавать их школьным творческим группам.

Донская этномода – это не только элементы казачьего костюма в современной одежде. Это и фантастическое сочетание разных культур в одном костюме, и появление новых национальных элементов из стран, с которыми поддерживают связи диаспоры области. Одним словом, полный простор для творчества.

Кстати

Грантовую поддержку в РФ получат почти 1500 проектов в сфере культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий. Среди них 405 образовательных и наставнических проектов, 261 фестиваль, премия и форум, 258 проектов креативных индустрий, 176 межотраслевых, сетевых и кросскультурных проектов, 175 проектов в области культуры и академического (классического) искусства. Ещё 103 проекта направлены на выявление и поддержку молодых талантов. Гранты также получат проекты в области современной популярной культуры и стартапы в области культуры, искусства и креативных индустрий.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах