После введения продовольственных санкций россияне с надеждой взглянули на регионы, которые и кормят страну. Ростовская область - одна из них.
Кто смог бы выиграть от введения санкций? Сможем ли мы наполнить прилавки после исчезновения польских яблок и шампиньонов, норвежской рыбы, литовской и финской «молочки», датского сыра? Что мешает донским селянам сделать рывок и, пользуясь моментом, начать активнее развиваться, занимая освобождающиеся рынки? Мы решили выслушать разные мнения. А также выяснили, как на деле меняются цены на продовольствие.
- Что до продовольствия, по многим позициям Ростовская область самодостаточна. Яиц, курятины, индюшатины у нас достаточно. В самой проблемной сфере - разведении крупного рогатого скота (КРС) - через 3 - 5 лет, если вложить деньги, объёмы можно всерьёз увеличить. Однако воздух перекрывает отсутствие должной переработки, - говорит Юрий Корнюш, советник президента Торгово-промышленной палаты области по вопросам АПК.
О том, чего не хватает и что нужно, чтобы от санкций донское село выиграло, - наш разговор.
Упущенная выгода...
- Юрий Владимирович, сообщается, что даже мяса мы в последнее время производим больше прежнего. Надои молока не падают. Но селяне жалуются: сбыть продукцию, да ещё и по достойной цене тяжело...
- Над многими хорошими показателями в донском сельском хозяйстве сегодня довлеет неразвитая переработка. Сырья мы производим много, некоторого - с избытком! Однако далеко не всё можем довести до ума.
То есть нужны, во-первых, куда большие объёмы переработки. Во-вторых, она должна быть технологичной, современной. То, что зиждется на древнем оборудовании, дальше заводского двора вряд ли пойдёт.
Если же говорить предметно, у нас в области серьёзного, по-настоящему мощного молокозавода нет ни одного... Больше того. Селяне, держащие коров на северо-востоке области, нередко везут сдавать молоко в Воронежскую область, так как молокозаводов у нас остро не хватает...
С овощной консервной промышленностью у нас тоже проблема. Те цеха, что есть, - маломощные. Или возьмите то же зерно! В этом году у нас рекордный урожай зерновых - собрали с полей 8,5 миллиона тонн. Его можно продавать: за границу, например, по 8,50 - 9 руб. за кг. Но можно возвести предприятия по глубокой переработке пшеницы. Конечный их продукт - всевозможные комбикорма из зерна, премиксы. Цена такого готового продукта уже 30 рублей за кг. Так что выгоднее - отдавать сырьё за 8 - 9 рублей или премиксы за 30?!
- Ответ понятен.
- Так больше того! Сами же наши селяне потом эти премиксы и комбикорма за границей либо в других регионах покупают, чтобы скотину кормить! Да, сейчас под Волгодонском такое предприятие возводят. Но оно пока одно. А нашей области их надо с десяток, тогда было бы нормально!
Можно приводить и другие примеры. Скажем, из одного килограмма пшеницы мы мелем 3 сорта муки, а турки - 12. На любой вкус и кошелёк. Потому экспортируют свою муку уже в 40 стран мира. Прибыль у них - в 4 раза больше. Конечно, главный вопрос: как, за счёт чего переработку развивать? Здесь нужны, мне кажется, совместные более активные усилия и власти (всех уровней), и предпринимателей. В принципе сейчас государство поворачивается лицом к этой проблеме: предпринимателям субсидируют 35% от покупки оборудования, если оно приобретается для перерабатывающих производств. Есть такая весомая поддержка бизнеса, как государственно-частное партнёрство. Всем этим надо пользоваться!
- Помимо налаживания переработки, мне кажется, надо и ещё как-то поддержать крестьян. На одном из интернет-порталов озвучили простенькую просьбу фермера из Усть-Донецкого района Ирины Пономарёвой. Покупные корма дорогие. Всё, о чём она просит: на каких-то льготных условиях дать ей пустырь на окраине села... Там могла бы выращивать люцерну, другие травы для бурёнок. Однако власть глуха.
- Согласен! Такая помощь очень нужна. Сейчас вообще, помимо переработки, «болевая точка» нашего агросектора - дороговизна продукции. Вот вам пример: себестоимость литра молока у многих наших крестьян сегодня 12 рублей за кг. А в Беларуси отпускная цена (там уже и себестоимость, и наценка) 10 рублей! Чьё молоко возьмёт завод? Конечно, то, что дешевле.
Мы в своей палате призываем предпринимателей: внедряйте новые передовые технологии, используйте ноу-хау, ведь надо снижать себестоимость продукции. Сейчас вообще некоторые селяне впали в эйфорию: мол, у нас любую продукцию будут с руками отрывать! Но почивать на лаврах рано. Ситуация в мире может измениться, санкции не вечны. Да и сейчас из ряда стран (Латинской Америки и пр.) может прийти дешёвый товар и занять свободные ниши. А мы останемся ни с чем.
Что ещё обязана делать власть? Развивать сельскую инфраструктуру - прокладывать дороги, тянуть газ, воду. Всё это тоже уменьшит себестоимость сельхозпродукции. Справедливости ради надо сказать, что в последнее время на Дону сельскую инфраструктуру стараются приводить в порядок. Если будут делать это активнее, повсеместно, толк будет. Надо предусмотреть снижение для селян коммунальных тарифов: на электричество, воду и пр. Сделать донскую сельхозпродукцию конкурентоспособной НЕВОЗМОЖНО и без более доступных, дешёвых кредитов! Власть обязана озаботиться этим. Впрочем, и от сельхозпроизводителей, повторюсь, нужны активность, предприимчивость. Ждать, пока придёт добрый дядя и наладит жизнь в твоём хуторе, - наивно.
Могли бы озолотиться, но...
- Сельхозпродукцию можно не только перерабатывать, но и продавать. А в сетевых магазинах полно турецких помидоров, какого-нибудь египетского лука. Многие селяне жалуются, что пробиться на полки действительно крупных магазинов не могут.
- В Госдуму недавно уже поступило предложение ввести жёсткие квоты для сетей по наличию там местной продукции. Предлагается, чтобы региональной сельхозпродукции (в нашем случае донской) в «Ашанах», «Пятёрочках», «Магнитах» и пр. было не менее 20% от общего объёма. Селянам это очень облегчило бы жизнь.
Но давайте будем откровенны. Сельхозпроизводителю тогда тоже надо будет поставлять продукцию определённого качества, объёма, в определённые сроки. Вообще наша палата давно говорит о том, что необходимо развивать систему менеджмента и качества на селе.
- Эксперты на страницах «АиФ на Дону» убеждали, что давно необходимы овощные, молочные, мясные биржи. Они заключали бы с мелкими сельхозпроизводителями договоры на поставку продукции. Из мелких партий на бирже комплектовали бы крупные, которые и необходимы магазинам-сетевикам. Там бы проверялось и качество тех же огурцов и помидоров, мяса, молока и пр. Устанавливалась бы справедливая цена.
- Так уже живёт весь мир. Нам действительно нужно организовать «поточную работу» от посева до доставки в магазин.
- Вы упомянули, что на одной картошке донские крестьяне могли бы озолотиться. Но эту возможность теряют. Почему?!
- Одна из острейших проблем сегодня нехватка семян отечественной селекции, материала для выращивания племенного скота. Запрети Россия ввоз импортных семян, на селе крик бы поднялся! Потому что мы закупаем много семян хорошей пшеницы, кукурузы, подсолнечника, овощных культур. Селекция в 90-х была разрушена... В прошлом году на Дону открыли один современный семеноводческий центр. Но этого мало...
Например, хороший семенной фонд картофеля сегодня есть в двух странах: в Голландии и Беларуси. Потому что Беларусь свою селекционную науку сохранила. Поэтому не надо ждать запретов! Необходимо срочно развивать сельхознауку, селекцию! Вот открыли в Азовском районе комбинат по производству чипсов. Он один потребляет в год 200 тысяч тонн картофеля! Наши селяне, поставляя туда картошку, озолотились бы. Но у нас семян для выращивания картошки, которая нужна комбинату, нет. Поэтому он её покупает за рубежом.