Больше половины из них обучались на бюджете. Притом из ста опрошенных «бюджетников» работать по специальности собирается едва ли каждый второй. О том, куда они пойдут после вуза и ради чего просидели на лекциях столько лет, рассказывают сами выпускники.
* * *
Даша Боковня, романо-германская филология:
- В Ростове крайне сложно устроиться без опыта работы. За письменные переводы платят копейки, а синхронисты вообще не востребованы. Так что моё образование - это просто приятный бонус к какой-нибудь другой профессии. Я бы хотела пойти в рекламу или пиар: это реальные деньги, и языки там очень даже пригодятся. Да и вообще они нужны в любой фирме, у которой есть международные связи. Возможно, я так пытаюсь оправдать никчёмность своей профессии, но когда я поступала в университет, то была плохо проинформирована о рынке труда и об учебном процессе. Вместо того, чтобы переводить, приходится читать тонну художественной литературы.
* * *
Настя Анискова, архитектура и строительство:
- Не вижу себя архитектором. Это просто не моё. Когда я поступала в вуз, это был поиск себя, какой-то юношеский порыв. А сейчас хочу быть иллюстратором и продавать свои рисунки изданиям. Институт даёт для этого хорошую базу, творческую основу, поэтому мне не жалко проведённых там лет. К тому же, чтобы серьёзно работать в Ростове, нужно иметь опыт не в один десяток лет. Можно устроиться в мелкую архитектурную мастерскую, чертить разные мелочи в AutoCAD’е, клеить макеты. А проектировать здания сразу после окончания вуза - это просто смешно. Нам в деканате сказали, что работу по специальности можно найти уже на третьем курсе. Но с такой загруженностью как-то она не ищется.
* * *
Катя Пироженко, бухучёт и аудит:
- Когда я была маленькой, хотела стать настоящей бизнес-леди. Тогда мне казалось, что специальность экономиста в этом поможет. Но во время учёбы я поняла, что моё призвание - психология: гораздо интереснее проводить тренинги и общаться с людьми, чем сидеть над цифрами. Так что в профессии останусь лишь в том случае, если ничего больше не выйдет. А так как бухгалтеры востребованы, работу я всегда найду. Получать второе образование психолога не собираюсь.
* * *
Катя Канюкова, защита в чрезвычайных ситуациях:
- В 10-м классе я попала в школу спасателей. Мы ходили в походы и на тренировки, всё это было очень интересно. Потом я вдруг подумала: а не пойти ли дальше учиться этой професии? Тем более, что у мамы были знакомые, мне написали рекомендательное письмо да и по баллам прошла. А после третьего курса во время практики случилась неприятная история, и я, прорыдав два дня, поняла, что не смогу всю жизнь общаться с жёстким армейским начальством. С трудоустройством тоже проблемы: без знакомств найти работу очень тяжело. Да и специальность-то уже закрыли, мой выпуск последний. Вместо этого я работаю визажистом и вот уже два года занимаюсь тем, от чего получаю удовольствие. А что касается диплома - эти знания по жизни пригодятся.
* * *
Юля Захаревич, международная журналистика:
- Я решила, что журналистика не для меня и что смогу найти себе место где-нибудь в смежной профессии: буду учиться в магистратуре на рекламе. Когда я поступала, хотела помогать людям, проводить расследования, работать в «горячих» точках. Но оказалось, что мне очень тяжело заставить себя писать или, скажем, подойти к человеку и взять у него интервью. На четвёртом-пятом курсе можно легко устроиться, здесь всё зависит от нас самих. Мне предлагали работу, но я категорически не хочу быть журналистом. При этом абсолютно не жалею о выборе специальности, потому что у нас на высоком уровне преподают английский язык. Да и вообще с нашим образованием можно работать кем угодно, потому что учишься быть хватким и быстро вникать в суть дела.
* * *
Гриша Волков, системное программирование:
- Параллельно с учёбой я работаю веб-разработчиком. Фактически я могу устроиться в любую организацию, где есть компьютеры, так что выбор большой. При этом в нормальных фирмах интересуются не дипломом, а тем, что ты делаешь. Поэтому в данный момент хочу создать проект вместе со своим научным руководителем. Когда нужно было поступать в вуз, я выбрал то, в чём больше всего разбираюсь: в пятом классе впервые увидел компьютер и увлёкся им, поэтому до университета учился программированию уже несколько лет.
P.S. Ни опыта, ни связей, ни желания да и ума в семнадцать лет не было, чтобы на всю жизнь профессию выбирать. А ведь закончить вуз - как ветрянкой переболеть: не всегда приятно, но пока молод, должен каждый. И ладно бы за родительский счёт, но речь-то идёт о бюджетных деньгах. И с какой стати нам, налогоплательщикам, оплачивать никому не нужное образование? Так уж повелось, что это дурной тон - диплома не иметь. Получил - и можно его в рамку вешать, на антресолях хранить или вкладывать в резюме в качестве «приятного бонуса». Вот только пойти с ним спустя столько лет - выходит, и некуда?