Почему мы разучились слушать классическую музыку?
Андроник Ягубьянц, скрипичный мастер:
«У нас совершенно не развита культура оркестров. Вот у меня сестра живёт близ Нью-Йорка. Так там, в крошечном городке, играют два оркестра. На Западе они есть практически везде - и профессиональные, и любительские. Когда-то в Ростове были оркестр при дворянском собрании, оркестр врачей, профессоров. Мы потеряли целый пласт культуры, но это сегодня мало кого волнует. Люди разучились слышать музыку: учёными доказано, что человеческое ухо уже не воспринимает многих оттенков звуков.
Я помню времена, когда Собрание сочинений Моцарта в доме было самым обычным предметом быта. Старшие собирались по вечерам в квартеты, играли просто так, для души. Потом это стали называть старорежимными замашками. А сегодня это было бы и вовсе нечто, из ряда вон выходящее.
Музыка всегда была частью классического образования для детей. По-моему, не играть на инструменте - это как не уметь читать и писать. Но сегодня музыкальное образование, к сожалению, не в цене.
Да и потом: профессиональный инструмент - это дорогое удовольствие, штучный товар, купить который может далеко не каждая семья. Цена приличной скрипки, на которой, по-хорошему, и нужно учиться играть, начинается с тысячи долларов. Более профессиональные стоят 2 - 4, а то и 10 тысяч долларов. Это большая проблема. Играя на дешёвом «полене», ребёнок мучается, прилагает массу усилий, чтобы оно хоть как-то звучало. От этих навыков, убийственных для дальнейшей карьеры, очень трудно избавиться. А чем выше уровень мастерства, тем лучше должна быть скрипка.
В советские годы собственные фонды были у многих консерваторий. Любой студент мог по рекомендации педагога взять инструмент самого высокого класса в аренду за копейки.
В Ростове, к сожалению, такого не было: когда-то в консерватории появилась парочка стареньких скрипок сомнительного качества, и на этом всё кончилось.
В Москве до сих пор есть государственная коллекция музыкальных инструментов. Но цены там теперь такие, что не все исполнители высокого уровня могут себе это позволить.
«Мы из джаза». Почему известные музыканты покидают Ростов
Ушёл из жизни известный донской дирижёр Семён Коган
В Ростове открылся образовательный центр Юрия Башмета
«Моя девочка». Гитары донского мастера известны не только в России