Более 20 лет Сергей Деменченко создаёт и ремонтирует электрические гитары. Его инструменты известны не только в Ростове, но и за рубежом.
Ручная работа
- Сергей, вы ведь художник по образованию, почему начали гитары делать?
- Я художник-оформитель, или, как сейчас говорят, дизайнер интерьера. Окончил с отличием училище имени Грекова. Много рисовал. Правда, все картины у мамы в частной коллекции. Никогда не выставлялся, нетщеславный, наверное. После окончания училища пошёл работать на рекламный комбинат. Там с женой познакомился. Денег платили очень мало. А когда дочка родилась, стало совсем тяжко жить. Хорошо, что я с детства шить умел. Научился сам, всегда любил делать что-нибудь своими руками. Как-то приятель предложил мне сшить модные тогда джинсы-варёнки и куртку-аляску. У меня легко всё получилось, а главное - качественнее, чем на рынке тогда продавали. Так мы с женой стали подрабатывать: днём на комбинате трудились, а по ночам шили. Когда подпольная деятельность стала приносить доход, мы открыли собственное небольшое предприятие по пошиву одежды. Денег хватало, дочь росла, а вот творчество забросил. Хотелось начать делать что-то для души, и чтобы приносило постоянный доход. На классической гитаре я с детства играю. А вот с электрогитарами в нашем городе было туго. Долго искал хороший инструмент и в магазинах, и среди друзей-музыкантов, но ничего приличного не попадалось. Тогда я решил сам сделать электрическую гитару.
- Ну как это, не имея никакого опыта, вдруг сделать гитару, ведь даже Интернета ещё не было?
- Я рассуждал так: гитара не прибор точного машиностроения и не космический спутник. Она не настолько сложна, чтобы её невозможно было сделать вручную. Мне хватило разобрать одну, пусть и плохо звучащую, чтобы понять, как она устроена. Веками мастера делали вручную инструменты, более сложные, чем гитара, а уж тем более электрогитара. А если руки умелые и дерево хорошее, то уж точно всё получится. Конечно, качественный инструмент сделал не с первого раза. Но всё же мои изделия были гораздо лучше «самопалов» и тех, что продавались в 90-е в магазинах. И мои первые гитары сразу разошлись, причём ушли в хорошие руки - к профессиональным музыкантам: гитаристам ансамбля Кима Назаретова, к преподавателям и выпускникам консерватории. Спасибо им, ведь благодаря их жалобам я понял, что нужно усовершенствовать. И уже следующие мои инструменты звучали лучше. Ну а сейчас, как говорят сами музыканты, мои гитары звучат при любом шорохе, когда просто мимо проходишь.
Тепло рук
- На Западе эксклюзивные вещи ценятся выше, чем у нас. Да и стоят такие инструменты в разы дороже, чем фабричные. У нас же долгое время гонялись за заграничными брендами, считая, что они лучше, чем самодельная гитара. А как сейчас?
- В 90-е годы хорошие инструменты были недоступны, а в 80-х их и вовсе не было. В результате у российского музыканта просто не было точки отсчёта «хорошего звука», поэтому за «хорошее» принималось всё заграничное, фирменное. Тогда появилось такое явление, как «самопал». Ужасающее качество тех инструментов, но с поддельными надписями брендов Fender, Jackson сформировало отрицательное отношение к самодельным инструментам. Сегодня, к счастью, ситуация меняется. Хотя мои клиенты - это люди взрослые, профессиональные музыканты и коллекционеры, у которых зачастую консерваторское образование. Они-то уж знают, что такое настоящее качество. Начинающие гитаристы редко обращаются. Ведь мои инструменты пусть и не такие дорогие, как на Западе, но и не из дешёвых. Недавно знакомый музыкант ездил в Германию и взял с собой гитару. Так немцы, увидев её, а, главное, услышав, захотели купить. Любые деньги предлагали. Друг не продал, но немцы её запомнили. Уже обращались ко мне по Интернету. Конечно, они предлагают другие деньги - тысячи евро. В Ростове же я продаю инструменты по 200 тысяч рублей, есть и дороже. Всё зависит от дерева и комплектующих. Вот сейчас сижу над бас-гитарой из красного дерева. Несколько месяцев её делаю, добавляю новые штрихи и детали. Тут и перламутровые лады в тон деки, может, появится ещё и роспись. На выходе это будет очень дорогой инструмент. Могу месяцами выбирать кусок дерева, обрабатывать его, сушить. Вот у меня лежит гитара, которую я начал делать два года назад. Дека и гриф из клёна, покрашенного в голубой и синий цвета с переливами. На грифе инкрустация из перламутра: море, чайки, сёрфер, мчащийся по волнам, - морская тематика. Это уже не просто рабочий инструмент. В нём живут моя душа и тепло рук. Именно этим так ценны ручные инструменты. И поэтому они звучат и играют по-особенному.
Метка на память
- Тяжело, наверное, с ними расставаться?
- С некоторыми так и не смог: восемь гитар остались в моей частной коллекции. Но зачастую мои клиенты - это либо близкие друзья, либо становятся ими, пока я делаю для них инструмент. Все музыканты немного сумасшедшие. Они придумывают гитарам имена: Гамма, Вега, некоторые просто зовут «моя девочка». Для гитаристов их инструмент как любимый ребёнок. Я же вижу всё это, и потому мне не жалко их отдавать. К тому же любая мелкая поломка - и бегут ко мне «спасать». Приятно видеть свои изделия на выступлениях и по телевизору. Греет душу, что они переживут своего создателя и с каждым годом будут звучать всё лучше. А ещё оставляю на каждом инструменте метку - отпечаток большого пальца, чтобы они мастера своего не забывали.
- А как жена относится к тому, что вы всё время в мастерской пропадаете?
- Мне повезло: она такой же увлечённый человек, как и я. Галина делает украшения из серебра с полудрагоценными камнями. У неё даже интернет-магазин есть и постоянные клиентки. Бижутерия сейчас очень востребована, особенно эксклюзивная. Так что мы оба заняты своим делом и не мешаем друг другу. Дочка у нас тоже творческая личность. Делает сумки на заказ из валяной шерсти. А вот сын - чистый технарь. Ему интересны точные науки. Любовь к гитарам пока никто из детей не проявлял. Вся надежда на будущих внуков.