О том, как в области приучают собственников и арендаторов памятников уважать культурное наследие, рассказала руководитель Южного управления Росохранкультуры Татьяна СЕЛЕДЦОВА.
- Татьяна Николаевна, управление Росохранкультуры появилось всего два года назад, но за этот период сделано немало. А как в целом обстоят дела в нашей области с культурным наследием?
- Донская земля выгодно отличается от других регионов памятникам и археологии - на охрану поставлено более 12 тысяч объектов. Аэрокосмическая съёмка даёт основания предполагать, что у нас их может быть до 200 тысяч. Такими музеями под открытым небом, как Танаис, Елизаветинское и Кобяковское городища. Левенцовская крепость, можно только гордиться, если бы не одно «но»... К ним вплотную подступает застройка. Свободно продаются участки. Отстоять эти земли сложно: у них нет обременения, т.е. при оформлении сделки купли-продажи собственника даже не уведомляют, какую землю он приобрел и как с ней обращаться. Выход один - финансировать работы по межеванию, разрабатывать паспорта с нанесёнными на карту границами, с указанием их координат. Те органы, которые должны были разработать эту документацию, согласовать и утвердить её, своевременно этого не сделали.
- Остаётся только смотреть, как гибнет наследие предков?
- Мы неоднократно поднимали этот вопрос перед региональной Росрегистрацией. Сделать кадастровые работы, нанесение участков на карты, регистрацию права собственности при составлении документов наше управление не может. В наших силах только внести предложение. Одна из рабочих встреч с территориальными органами Росрегистрацни и Росимущества состоялась недавно. Обсуждали вопрос принятия временных мер на уровне субъекта - Ростовской области по обременению прав собственника. Подготовили ряд документов, которые сейчас изучаются. С другой стороны, непонятно поведение глав муниципальных образований, в частности, руководителей Мясниковского района, на территории которого располагается Танаис. Неоднократно специалисты управления встречались и с властью Азовского района: на территории Елизаветинского городища тоже выявлены существенные нарушения. Чиновники отвечают, что на уровне муниципалитета не могут вносить обременение. Тогда мы предлагаем дать владельцу участка справку о том, что он приобрел землю на археологическом объекте, приложить памятку, как обращаться с уникальной землёй, дать список организаций для согласования тех или иных действий, в том числе археологических. Эта работа не требует финансовых затрат, но по каким-то причинам не делается. В такой же ситуации находятся и памятники архитектуры. Нет в документах на приобретение или пользование объектом культурного наследия обременения, нет охранных обязательств - и получается, он уже не памятник!
Особняки требуют внимания
- Эта проблема коснулась и особняка Парамонова, реставрация которого обернулась евроремонтом?
- Никакого евроремонта не было. Это журналисты придумали для красного словца. Проблемы были другого порядка. Пользователи этого архитектурного шедевра, в котором сейчас находится зональная библиотека ЮФУ, своевременно не переоформили охранные обязательства. Кроме того, к работе допустили реставрационный проект ООО - Новая Аттика» шестилетней давности. Тендер выиграла строительная фирма -Эмир» из Таганрога, имеющая лицензию на проведение реставрационных работ. За годы ожидания ремонта памятник разрушился еще больше. К тому же появились новые технологии и материалы, подходы к реставрации фасада, нормативы и требования. Но руководство ЮФУ не посчитало нужным посмотреть на дату проекта. При проверке, которую проводило управление, выяснилось, что фирма, подавая документы при получении лицензии, представила ложные сведения о том, что в штате «Эмира» есть реставраторы. На самом деле их не было. Рабочие не повышали квалификацию, не имели навыков работы на объектах культурного наследия. Однако заказчик не удостоверился и в этом вопросе. В результате строительную фирму трижды привлекли к административной ответственности. В области около 50 организаций заявляют, что имеют право заниматься реставрацией, хотя на самом деле это не так. Законодатель даёт возможность получить лицензию любым строительным компаниям, если документы поданы в соответствии с требованиями закона. Контроль и надзор начинаются позже. К сожалению, две трети лицензиатов привлекаются к административной ответственности и подвергаются штрафам. Причины практически везде одинаковые, как у «Эмира». Такие организации, которые обманным путём получили лицензии, можно было бы отсечь в самом начале, если бы при выигрыше тендера и получении заказа они автоматически подвергались проверке. Но, по Федеральному закону № 24, проверять их можно только раз в три года, а за это время они могут наломать дров, вплоть до безвозвратной утраты памятника. «Эмир» не в состоянии справляться с заказом - к реставрации особняка привлечена специализированная организация - ООО «Лаурель».
Охрану культурного наследия нельзя по-чиновничьи возложить только на какую-то отдельную структуру, такую, как Росохранкультуры, например, и дожидаться результата. Для этого должна быть работающая нормативно-правовая база, увязывающая интересы всех отраслей и ведомств и в итоге работающая на сохранение исторического и культурного наследия. Кроме того, в обществе должно быть сформировано уважение к своей истории, которую олицетворяют памятники. Это в одночасье не делается.
- И что же в таких условиях вы собираетесь предпринимать?
- Довести до конца вопрос с обременением права собственника, пусть даже на временных началах. Разобраться с Парамоновскими складами: Росимущество добивается через суд расторжения договора с арендатором, отказывающимся заключать охранные обязательства и у которого нет перспективных предложений по этому объекту. Усиливаем контроль за исполнением областным Министерством культуры переданных полномочий. Это касается разработок и подписания охранных обязательств, разработок и утверждений границ охраняемых территорий и объектов. За два года наша служба встала на ноги, обучила квалифицированные кадры, добилась определённых результатов. Радует, что наши эксперты предотвращают нелегальный вывоз за рубеж культурных ценностей, помога¬ют областным музеям, библиотекам пополнять фонды редкими экспонатами, возвращают в музеи утраченные или похищенные картины. При содействии Росохранкультуры недавно в Областной краеведческий музей вернулся пропавший почти 50 лет назад этюд М.Б. Грекова «Зимний день», был предотвращён незаконный вывоз около 70 икон XVII-XVIII вв. Работы много, и мы готовы трудиться дальше.