На главной городской набережной открылся ресторан под брендом известного московского бизнесмена Аркадия Новикова «Высота 5642». Появление в большом городе ещё одного предприятия общественного питания не было бы столь заметным, если бы не разместилось в здании многофункционального выставочного центра.
Симбиоз бизнеса высокой кухни с экспозиционным пространством – новый интересный формат, который призван сломать стереотип, что художник должен быть голодным, а отдых за столом не совместим с прекрасным. Такое представление внедрялось в общественное сознание в эпоху, когда на входе в искусство стоял цепкий идеологический контроль.
Получится ли в донской столице подружить привычные ростовчанам плотские радости хлебосольного донского застолья, которыми так восхищаются гости города, с богатством форм классической и современной культуры?
История и современность
Популярна точка зрения, что на набережной в советские времена был выставочный зал Союза художников. На самом деле, это была территория речного порта, где в ожидании проезда по вновь открытому Волго-Донскому каналу самого Сталина в 1952 году был возведён павильон прямо у воды: там руководитель СССР с небольшой свитой должен был отобедать, не удаляясь от своего теплохода. Но «отец народов» по Дону тогда так и не поехал. Здание строили спешно, без надёжного фундамента, со стенами и фронтонами на основе дранки, крышей из крашеного кровельного железа. Эстетической ценности павильон не имел и использовался долгие годы не по назначению – как привокзальный ресторан для речных пассажиров.
Их становилось всё меньше, поэтому в павильоне оставили буфет с дверями в сторону Дона, где продавали желающим кулинарную продукцию, а в остальной части разрешили выставлять работы ростовских художников. Соседство в одном помещении подносов с пирожками, лимонада и бутербродов с подсохшим сыром с живописными холстами никого не смущало. Старшее поколение ростовчан помнит, что буфет, пока работал, по спросу заметно опережал искусство.
Стоит отметить, что павильон никогда не был собственностью какой-либо общественной или творческой организации, в период нерентабельности он был временно передан в пользование Ростовскому отделению Союза художников СССР, поэтому ремонтировать его никто не спешил. В 2004 году обветшавший павильон снесли и оставили на его месте земляную клумбу.
В 2013 году городские власти для привлечения внебюджетных средств применили новую форму государственно-частного партнёрства: провели открытые торги, по результатам которых было заключено концессионное соглашение с фирмой «Донской причал» о реконструкции и эксплуатации центральной набережной с причальной стенкой (около 500 м). Нескольких сотен миллионов рублей для приведения в порядок в бюджете не было, и договор с частным инвестором оказался оптимальным решением. Город не вкладывает ни копейки, но возлагает на инвестора обязанность провести реконструкцию муниципального имущества, а тот, в свою очередь, получил право за плату эксплуатировать муниципальное имущество, окупать вложенные средства за счёт кафе и другой коммерческой деятельности в сфере отдыха, развлечений и культуры.
Одно другому не мешает
Такая форма государственно-частного партнёрства – концессионное соглашение о реконструкции главной ростовской набережной – первый опыт на юге России. «Донской причал» вложил более 400 млн рублей в реконструкцию набережной, переложил более десяти километров различных сетей, провёл озеленение, бесплатно передал все объекты недвижимости в муниципальную собственность и обеспечивает работу всей инфраструктуры. Выставочный павильон многофункционального назначения также построен этой фирмой, сейчас завершаются работы по отделке некоторых помещений и монтаж оборудования. Официальное открытие анонсируется на октябрь этого года, многофункциональный павильон «Дон» уже полюбился ростовчанам и туристам, которые с удовольствием отдыхают на открытой площадке у плоскостного фонтана с видом на реку и в части первого этажа, где начал работу ресторан «Высота 5624».
Мы поговорили с несколькими посетителями ресторана.
– Сегодня у сына первый юбилей – 10 лет, и мы всей семьёй отдыхаем здесь, смотрим на проплывающие катера и теплоходы, кухня нас не разочаровала, настроение отличное. Хорошо, что и в Ростове теперь есть известный бренд с поправкой на южный колорит. Интересно прямо в зале увидеть живую пейзажную живопись маслом, будет что вспомнить. Обещают, что экспозиции регулярно меняются, поэтому зайдём просто выпить кофе и посмотреть картины. Я не слышал, чтобы кто-то здесь возмущался появлению ресторана в выставочном центре, это приличное красивое место, можно спокойно посидеть с детьми, – считает Олег Васильченко.
По словам ростовчанки Татьяны Ляховец, они с подругой не смогли пройти мимо и присели за столик у фонтана съесть мороженое. К живописи девушки равнодушны, им не хватает в ней динамики, живого движения.
– А вот на прошлой неделе я тоже была здесь, внутри зала находились классные фотоработы в чёрно-белой стилистике. Я сама занимаюсь фотографией и хотела бы тоже попробовать сделать пейзажные фото с высоты птичьего полёта. Если получится, предложу на выставку несколько своих работ, для меня было открытием, что любой человек может пройти отбор и попасть на сборную экспозицию, – поделилась она.
Такой проект городу нужен!
Сейчас оборудуется отдельный Центр современной культуры площадью около 300 кв. метров, в который ведёт вход непосредственно с фасадной стороны здания по улице Береговой. Он полностью автономен от ресторана, оборудован специальным подъёмником для инвалидов. Организаторы обещают реализовать концепцию трансформируемого пространства, где можно будет совместить видеоконтент, звук и свет, предоставить различные возможности размещения посетителей вплоть до небольшого амфитеатра.
В выставочном павильоне уже прошло несколько тестовых выставок, среди которых две фотоэкспозиции и одна частная коллекция. В июле в большом зале также прошла выставка картин ростовского живописца Дмитрия Лазарева, внука известного донского художника Георгия Лазарева. Символично, что картины деда и внука экспонируются на набережной с временным разрывом почти полвека.
Сами молодые художники считают, что творец не должен зависеть от каких-то структур и союзов, общественных деятелей и чиновников, чтобы выставляться. Нельзя, чтобы художника вынуждали как-то приспосабливаться, униженно согласовывать или выпрашивать право на проведение персональной выставки. Критериями общения со зрителем должны быть только качество работ и актуальность тематики. Наконец-то в Ростове появилось такое пространство, где выставочные площади будут предоставляться как профессиональным, так и юным авторам без оплаты, за счёт ведения сопутствующей деятельности. Впрочем, если отбросить ханжество, ведь и сама кулинария давно является частью культуры и истории. Уж где-где, а на Дону толк в еде знали всегда, не случайно сюда с такой охотой едут московские рестораторы и знаменитые шеф-повара. Можно жить красиво и со вкусом. И тогда Ростов купеческий подтвердит право называться и Ростовом культурным.