«Уважаемая администрация! Будут ли дороги в нашем городе?», – баннер с такой надписью появился в одном из донских городов нынешней весной.
Провисел он недолго, но «счастливые» автомобилисты Волгодонска до сих пор на чём свет стоит ругают дорожные ямы и ухабы. А ещё недоумевают, как их бывший сити-менеджер, оставив после себя дорожное хозяйство в таком плачевном состоянии, перешёл на должность министра транспорта региона.
Закапывание средств
В Ростовской области, пожалуй, нет города или района, жители которых не жаловались бы на качество дорог. А улица Садоводческая Ростова-на-Дону попала в топ-15 самых плохих дорог России.
Причём, в негодном состоянии оказываются не только старые улицы, но и гарантийные магистрали, отремонтированные прошлой осенью. Даже губернатор раскритиковал ГК «Российские автомобильные дороги» за состояние федеральной трассы М-4 «Дон». Боше всего его возмутило состояние сданного в прошлом году Аксайского моста.
«В некоторых местах дорога находится в неудовлетворительном состоянии. Сегодня еду – вы ремонтируете Аксайский мост. Половина покрытия там снята, а ведь он заработал первого июля прошлого года. Это ненормально! Это – закапывание государственных средств», – обратился тогда глава региона Василий Голубев к представителю Росавтодора Олегу Сонину.
Уточним: и растранжиривание денег автомобилистов-налогоплательщиков. Многочисленные глубокие ямы, выбоины и разрытия превышают все мыслимые допуски. Они не просто затрудняют движение транспорта, а часто становятся причиной пробок, повреждения автомобилей и даже ДТП.
Рейд по гарантийным дорогам донской столицы | Фотогалерея
Рейд по гарантийным дорогам донской столицы | Фотогалерея
Нормы и деньги на ямы
Да, ограничения для дорожных неровностей существуют. Несколько лет назад Росстандарт узаконил выбоины, установив ГОСТ: дефект полотна шириной 15, длиной 60 и глубиной 5 сантиметров, ямой не считается. Но зато те, что превышают стандарт (а их множество, как после бомбёжки), по предписаниям работников Госавтоинспекции должны быть заделаны в течение десяти дней.
Если предписание остаётся невыполненным, организациям, обслуживающим дороги, грозит штраф в размере 300 тысяч рублей.
Дороги латают, но качество ямочного ремонта (порой это просто засыпка дыр битым кирпичом или щебнем) оставляет желать лучшего.
Километры магистралей
Как ранее писал «АиФ-Ростов», ремонта в донском регионе требуют 80 магистралей. Их планируют привести в порядок в 2017 году в рамках программы «Безопасные и качественные дороги».
За ближайшие два года необходимо привести в соответствующее международным нормам состояние 50% общей протяженности дорог.
Только в 2017 году в нашу область направлен федеральный трансферт в размере 1,2 млрд рублей, который позволит построить 30 км дорог, капитально отремонтировать 35 км магистралей, провести ремонт на 153 км дорожных сетей и 255 метрах мостов и путепроводов.
По данным Миндортранса региона, протяженность дорог Ростовской области 35 тысяч километров. Причём федеральные трассы – это лишь 690 км, а остальное – 34670 км – региональные и местные дороги.
В 2003-2013 годах в области появилось 460 км дорог, а до 2022 года нужно построить ещё 960 км – в два раза больше. В 2016-ом построено и реконструировано 9,1 км дорог и 563 погонных метров мостов. Отремонтировано же было 430,7 км дорожного полотна.
За 2017 год планируется завершить строительство автодорог от М-4 «Дон» и от Северного обхода Ростова-на-Дону к аэропорту «Платов». 500 млн рублей будет направлено из федерального бюджета на реконструкцию Ворошиловского моста в донской столице. Кроме того, в ходе подготовки к ЧМ -2018 продолжаются работы по транспортной инфраструктуре левобережья города.
Мнение эксперта
«Подавляющее большинство автодорог находится в зоне ответственности территориальных властей. Соответственно, проблема их развития и содержание ложится на областной и местные бюджеты, которые традиционно крайне дефицитны», – говорит ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.
«Отсюда – недофинансирование дорожного хозяйства, считает эксперт. – И это в условиях крайней необходимости удвоить темпы ввода новых дорог по сравнению с предыдущей десятилеткой».
«Помимо малого финансирования есть и иные причины остроты дорожной проблемы, – подчёркивает аналитик. – Это, прежде всего невыполнение обязательств подрядчиками – строительными и проектными организациями.
Зачастую аукционы и конкурсы выигрывают демпингующие компании, не имеющие реальных возможностей для строительства. Они соглашаются выполнить подряд за меньшую цену, но показывают некачественную работу или срывают её.
Поэтому необходима система рейтинга среди претендентов на подряды – как условие проведения торгов.
Кроме того, при ограниченном финансировании важно внедрение новых ресурсосберегающих технологий. Но их применение тормозят утверждённые старые подходы к проектно-сметной документации, в которой заказчик (госорганы) не может учесть нововведения.
Вариант решения проблемы – введение специальных квалифицированных техсоветов при заказчике. Он уже на стадии проектов должен учитывать и предлагать возможность использования современных технологий».