Споры вокруг строительства автодорожной магистрали Западная хорда ведутся не первый год. Дело дошло даже до суда, который недавно вынес своё решение. Поставлена ли в этом вопросе окончательная точка? Разбирался rostov.aif.ru.
Не губите, мужики!
С тем, что Западная хорда очень нужна донской столице, мало кто спорит. С её строительством Ростовское транспортное кольцо вокруг города замкнётся, что позволит вывести потоки тяжёлого грузового транспорта за пределы жилых кварталов.
Изначально дорога должна была пройти по ул. Всесоюзной от ул. Нозадзе до Западного моста. Но для этого нужно было выкупить и снести почти 300 частных домов. В 2021 году в генплан города внесли изменения. По нему Западная хорда затронет Кумженскую рощу и выйдет на Всесоюзную перед Западным мостом. Но на публичных слушаниях в администрации Ростова от горожан поступило более 30 замечаний в отношении будущего строительства. Особенно возражали жители станицы Гниловской – под снос попадает несколько десятков жилых домов. Кроме того, ради Западной хорды придётся вырубить часть Кумженской рощи – зелёной зоны города. А ещё магистраль пройдёт по территории, где во время Великой Отечественной войны шли тяжёлые бои.
Ростовчане предлагали свои варианты решения проблемы и даже выходили на митинги против строительства магистрали.
«Надо поставить регулируемый светофор на кольце Малиновского – Стачки и расшить пути южнее, пару улиц. Всё совместить с развитием электрички, перехватывающими парковками, чтобы как в Волгограде, если не Москва или Берлин...», – предлагал, например, ростовчанин Павел Зайцев.
Однако летом прошлого года госэкспертиза одобрила окончательный проект строительства Западной хорды.
«В данном проекте учтены все срубленные деревья строго по закону. Будет выполнен компенсационный участок, на котором проведётся компенсационное озеленение. Учтены все памятники археологии и культуры, все согласования получены», – заверил генеральный директор ООО «Геоэкопроект» Николай Амирян.
«Роща против хорды»
Жители Железнодорожного района не сдались и попытались в суде оспорить постановление правительства Ростовской области об утверждении проектов планировки и межевания территории размещения автодороги Западная хорда.
В конце декабря Ростовский областной суд жителям в иске отказал. Можно предположить, что в деле «Роща против хорды» поставлена точка: около 40 жилых домов и 5% Кумженской рощи всё же принесут в жертву прогрессу. Мемориал воинской славы затронут не будет.
Казалось бы, 5% деревьев не так уж много. Тем более, что власти обещают восполнить зелёную зону высадкой других деревьев, правда не в Ростове, а в Мясниковском районе. Но ростовчане опасаются, что дело вырубкой небольшого участка рощи не ограничится и в будущем под жилую застройку уйдёт вся Кумженка. Ведь власти не исключают, что рядом с трассой Западная хорда в Ростове могут построить три новых жилых комплекса.
Сегодня Кумженская роща в Ростове-на-Дону – одно из любимых мест отдыха ростовчан и туристов. Потерять его было бы огромной ошибкой, которая, как известно, иногда больше, чем преступление.
Мнение власти
Заместитель губернатора – министр транспорта Ростовской области Владимир Окунев:
– Мы минимизировали количество жилых построек и земельных участков, которые подлежат изъятию и сносу. Да, нам придётся вырубить часть Кумженской рощи – порядка 5%, но всё это компенсируется новой высадкой в рамках проекта.
…Это будет комплексное развитие территории – как бизнеса, так и жилых массивов. Мы должны думать не только о комфорте, но и о поступлении в бюджет. Развитие бизнеса – доходная часть нашего бюджета.