Уже который год с окончанием длинных новогодних праздников мы с нетерпением и всевозрастающим унынием начинаем ждать традиционные квитанции по оплате услуг ЖКХ.
То, что будет "одно расстройство", понятно и так, но насколько оно станет сокрушительным и каким содержанием наполнится ненавистное большинству выражение "новые тарифы" - вот тот сюрприз, который полное неприятных предчувствий население ищет в начале года под жилищно-коммунальной ёлкой.
Сумма от фонаря?
Начнём с того, что надо различать тарифы на так называемые естественные монополии и тарифы на услуги управляющей компании или ТСЖ (обслуживание жилья).
И те, и другие довольно сильно разнятся. Сказать по правде, понять, как именно управляющие компании и ТСЖ формируют свои тарифы, практически нереально без специального (по всей видимости, очень специального) образования или же без опыта работы именно в этой сфере. Короче говоря, они непрозрачны. Нет, конечно, в квитанции всё прописано чётко и ясно... А вот понять, почему в разных районах одного и того же города жильцы платят принципиально разные суммы за одни и те же графы в квитанции, - задача непростая. Приведу в пример себя: поменяла крохотную гостинку в девятиэтажке на однушку большей площадью в семиэтажном доме в одном и том же районе - оказалось, что за однокомнатную квартиру я плачу даже немного меньше, чем за малюсенькую гостинку (без учёта стоимости газа, воды и электроэнергии - порядка 1 300 рублей). При этом моя подруга, живущая в четырёх остановках от меня в этом же районе, платит ещё меньшую сумму, но уже за двухкомнатную квартиру в пятиэтажном доме (около 1 100 рублей)...
Как правило, коммунальщики объясняют такой разброс цен "индивидуальным подходом" к каждому дому, степенью его изношенности и необходимостью затрат на капитальный и текущий ремонт. Однако практика показывает, что дом, где жильцы платят в разы больше соседнего, далеко не всегда выглядит в разы лучше... Впрочем, это тема, заслуживающая отдельного глубокого исследования (которое мы обязательно проведём в одном из ближайших номеров).
Цены скачут, люди плачут
А вот цены на воду, газ и электроэнергию, как кажется на первый взгляд, довольно легко разгадать: никакой самодеятельности - они официально утверждаются Региональной службой по тарифам Ростовской области, а это значит, что они "экономически обоснованы" и выверены до копейки.
Единственная стабильная величина для населения области - это тариф на электроэнергию. Он одинаков в любом уголке региона. А дальше начинается свистопляска...
Цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения на территории области (согласно Приложению к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.12.2010 N 20/17) варьируются от 20,67 руб./кг до 25,18 руб./кг...
А, например, по проведённому небольшому опросу знакомых, имеющих приборы учёта холодной воды, складывается следующая картина стоимости кубометра воды (вместе с водоотведением - см. таблицу).
Эти цифры, проставленные в реальных квитанциях, с точки зрения простой человеческой логики выглядят довольно странно. Даже из этого небольшого примера получается, что на бедных шахтёрских территориях с более высоким уровнем безработицы и более низким уровнем заработной платы люди платят за воду больше, чем в относительно благополучных Новочеркасске и Ростове. Правда, тут надо заметить, что ростовчан повышение стоимости кубометра воды (вместе с водоотведением) ожидает ещё дважды - с 1 апреля до 44,71 рублей и с 1 июля - до 48,60 рублей (Приложение к постановлению Региональной службы по тарифам РО от 19.11.2010 N 16/1).
Откуда берутся такие тарифы, почему существует столь большая разница цен и чем именно обосновывают их повышение муниципалитеты, мы попросили ответить специалистов Региональной службы по тарифам области.
Посчитаем?
Как рассказал нам руководитель Региональной службы по тарифам Ростовской области Дмитрий Эдуардович Подгорный, РСТ устанавливает тарифы на услуги в соответствии с действующим законодательством.
На 2011 год приказом Федеральной службы по тарифам России от 28.10.2010 N 267-э/2 предельный индекс в среднем по Ростовской области установлен в размере 119%. Фактический индекс роста тарифов составил 116,56%. А теперь разберёмся, собственно, от чего же зависит величина тарифа и откуда берётся такая существенная разница.
Первое, что влияет на стоимость воды, - технологические факторы, то есть производит ли предприятие забор и доставку воды самостоятельно, или покупает у другого предприятия. Так, ОАО "ПО Водоканал" г. Ростова-на-Дону сам доставляет воду населению, а водоснабжающие организации Гуково, Красного Сулина и Новочеркасска перекупают воду у поставщиков.
Вторая группа факторов, имеющих значение в формировании цены, - технология очистки воды, рельеф местности (то есть высота подъёма воды), протяжённость водоводов, степень износа сетей и т.д.
Третий момент - это объём услуг. Например, Ростовский Водоканал поставляет потребителям воды в 7,6 раза больше, чем Новочеркасск, Гуково и Красный Сулин, вместе взятые. Соответственно чем больше объём реализации услуг, тем меньше размер тарифа.
Ко всем этим параметрам плюсуется ещё ряд издержек - стоимость электроэнергии, газа, горюче-смазочных материалов, материалов для производственных и хозяйственных нужд и некоторые другие.
По совокупности вышеперечисленных факторов по Ростовской области тарифы на услуги водоснабжения на 2011 год варьируются от 7,82 руб./куб. м до 153,63 руб./куб. м (без учёта НДС), на услуги водоотведения - от 9,59 руб./куб. м до 219,98 руб./куб. м (без учёта НДС).
Не пора ли власть употребить?
За всеми этими цифрами вырисовывается вполне простая и внятная картина - да, существующие на сегодняшний день в квитанциях жителей области тарифы на бумаге экономически обоснованы...
Но едва ли так думают те, кто оплачивает текущие, из года в год не знающие ремонта водоводы, бесконечные аварии на водо-канализационных сетях и просто плохую по качеству воду, непригодную для питья даже в кипячёном виде.
Просто дело в том, что тариф, экономически "обоснованный", и тариф, экономически эффективный, - это, как говорится, две большие разницы. Быть может, областным и местным властям стоило бы не только уделить больше внимания финансовому наполнению квитанций за ЖКХ, но и более пристально следить, насколько по мере роста цен растёт качество жилищно-коммунальной жизни людей? Ведь если трубы не текут по улицам "радостными" реками, то и платить за эти бессмысленные потери гражданам уже будет не нужно. Или всё же эти реки кому-нибудь да выгодны?..
Объяснить можно всё. Но что делать простым людям, для которых подобные объяснения едва ли станут большим облегчением? Разве они заинтересованы, например, в длинной цепочке перекупщиков жилищно-коммунальных услуг? А ведь в бедных районах области суммы в квитанциях уже становятся практически неподъёмными. О каком росте благосостояния населения можно говорить в ситуации, когда человек большую часть зарплаты или пенсии должен отдавать за такие "услуги"? Похоже, этот вопрос пока повис в воздухе. Но, по всей видимости, пока он будет висеть, социальная напряжённость в области вряд ли будет уменьшаться. И властям давно пора об этом задуматься...
Материалы полосы подготовила Ольга Лазуренко