В Ростове зарегистрировано без малого 350 тысяч автомобилей. Согласно статистике, машину имеет почти каждый третий житель донской столицы, и с каждым годом этот показатель растёт.
Однако радоваться благосостоянию ростовчан вряд ли уместно: при росте автомобильного парка дорог не становится больше, а значит, город неизбежно приближается к транспортному коллапсу.
8 километров в час - ровно с такой скоростью двигаются в часы пик автомобили по основным магистралям города, - чуть быстрее, чем пешеходы. Пробки - неизбежное зло всех больших городов. Хотя, как показали недавние исследования, по плотности уличной сети Ростов значительно обгоняет другие города-миллионники, включая даже столицу. Так, у нас на один квадратный километр приходится 4,8 километра дорог, тогда как в Москве 3,7, а в Питере 2,4. Отчего же тогда мы стоим в пробках?
Мост не спасение
По мнению специалистов, проблема кроется в исторически сложившейся организации транспортной системы Ростова. Во-первых, центр с его узкими улицами изначально не был рассчитан на нынешний интенсивный трафик. Во-вторых, дорожная сеть уже в современный период создавалась по "лучевидной модели", когда от центра в разные стороны расходятся основные магистрали. При этом дублирующих дорог практически не строилось. В результате попробуйте нынче по окончании рабочего дня без задержек приехать на Северный, где проживает почти четвёртая часть горожан.
В конце прошлого года Институт генплана Москвы, работавший по заказу Ростовской мэрии, представил свои заключения о том, что позволит уменьшить заторы на дорогах донской столицы. Московские инженеры пришли к выводу: меры, предпринимаемые городскими властями, хороши, но кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону они не смогут. Да, автоматическая система управления дорожным движением, позволяющая менять режим работы светофоров, - безусловное достижение. Перевод улиц на одностороннее движение и отмена левых поворотов также правильный ход. Однако всё это позволит снизить нагрузку на дорожную сеть максимум на 20%. И даже строительство объездной дороги, которое ведётся сейчас одновременно с возведением моста в створе улицы Сиверса, не решит всех проблем. Исследования показали, что доля транзитного транспорта в Ростове, как и в столице, составляет лишь 5 - 7%. Следовательно, нужно сделать так, чтобы ростовчане пересели из личных автомобилей на общественный транспорт. Единственный выход - скорейшее строительство метро.
В центр - за деньги?
Несмотря на то, что изыскания под будущий метрополитен уже ведутся, введение его в строй - дело неблизкого будущего: открытие первой ветки запланировано на 2020 год. За это время Ростов окончательно может стать в пробках. Что же делать?
- Мы будем и дальше настаивать на переводе определённых улиц на одностороннее движение, но их количество тоже ограничено, - поясняет начальник областного Управления ГИБДД Александр Коверзин. - Расширять проезжую часть также возможно далеко не везде. Вообще я считаю, что пробки зачастую образовываются не из-за состояния дорожной сети, а из-за манеры езды ростовских водителей. Все спешат, подрезают, постоянно перестраиваются - естественно, образовываются заторы.
Мнение главного гаишника Дона уже получило подтверждение. В прошлом году на целом ряде основных магистралей для общественного транспорта были выделены специальные полосы, двигаться по которым обычным автомобилистам запрещено под угрозой штрафа. Движение по "выделёнке" гарантированно свободное, но небыстрое. В результате водители маршруток в погоне за пассажирами по-прежнему продолжали вылезать на общие полосы, и без того увеличивая сумятицу, - идея не сработала.
Тем временем в борьбе с пробками городские власти, похоже, готовы идти на крайние меры.
- Невозможно снести в центре несколько кварталов, чтобы проложить новую дорогу, - констатировал в прошлом году вице-мэр Виктор Кочерга. - А число личного транспорта растёт в таком количестве, что дорожная сеть может физически не справиться с нагрузкой. И тогда неминуемо встанет вопрос об ограничении въезда в центр. Станет ли он платным, будет ли попеременно разрешён въезд автомобилям с чётными и нечётными номерами - не знаю, ещё предстоит решать. Но то, что въезд придётся ограничивать, однозначно.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Как сократить количество
автотранспорта на улицах
Бороться с заторами пытаются во всём мире. Вот некоторые из хорошо зарекомендовавших себя способов, которые могли бы быть использованы и в Ростове.
- В центре городов как правило располагаются все властные учреждения, имеющие большой собственный автопарк. В шведском Гётеборге решили сократить до минимума количество служебных машин, оставив персональные авто только мэру и его замам, однако без водителей. Рядовые чиновники, добровольно отказавшиеся от передвижения на собственных автомобилях, получают бесплатно трёхмесячный проездной на общественном транспорте
- Надо открывать движение по встречным полосам. Система реверсивного движения применяется в Европе и уже опробована в Нижнем Новгороде. Там на загруженной магистрали на время перекрывали движение в одном направлении, чтобы быстрее разгрузить центр
- Установлено, что в 70% автомобилей едут только их владельцы. В США на дорогах отвели специальную полосу, по которой запрещено ездить в "пустой" машине. Соответственно для удобства передвижения водители начали подвозить коллег и соседей, что привело к уменьшению заторов
Машины отравили воздух
Заторы на дорогах, из-за которых резко увеличивается расход бензина, уже привели к тому, что Ростов вошёл в пятёрку крупнейших городов России с самым загрязнённым воздухом.
По данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в донской столице в атмосферу в год выбрасывается 147 тысяч тонн загрязняющих веществ. При этом, как следует из данных статистики, количество автомобилей не влияет напрямую на состояние экологии. Так, в соседнем Краснодаре, где машин не меньше, чем в Ростове, объём вредных выбросов существенно ниже.
ВОПРОС - ОТВЕТ
Объедем заторы на велосипедах?
Я уже давно предпочитаю передвигаться по городу на велосипеде: так получается быстрее. Вы писали, что городские власти хотят создать в Ростове специальные дорожки для велосипедистов. Это всего лишь планы или идея всё-таки получит реальное воплощение?
В. И в а н о в, Ростов
Как сообщили в администрации города, над проектом организации велосипедных дорожек работает целая группа чиновников.
Департамент транспорта уже разработал несколько первых маршрутов. Один из них должен связать студенческое общежитие на проспекте Нагибина, Донскую публичную библиотеку, строительный и медицинский университеты. Велодорожки пройдут по улицам Текучёва, Журавлёва, Пушкинской и переулку Крепостному. В целях безопасности организовать маршруты планируется не на проезжей части, а на тротуаре. Для этого потребуется установить соответствующие знаки и нанести разметку. Когда именно появятся в городе первые велодорожки, точно неизвестно. Однако не исключено, что велосипедисты смогут объезжать уличные пробки уже в этом году.