За последнее время количество автомобилей в Ростове-на-Дону выросло практически в 5 раз. Сегодня на тысячу жителей приходится 391 машина. И нехватка парковочных мест давно стала головной болью для горожан.
Паркуюсь, как могу
Донская столица, а особенно её центр, не рассчитана на такое количество транспорта. Поэтому здесь давно стала привычной картина, когда автовладельцы паркуются в два ряда и оставляют машины, где придётся – на газонах и тротуарах, пешеходных переходах и остановках, детских площадках и школьных дворах. Брошенные, где попало, авто создают пробки, мешают общественному транспорту и коммунальщикам – особенно в зимнее время при уборке снега.
Между железнодорожным и автовокзалом на ул. Сиверса – вечная пробка. Привокзальная площадь забита машинами тех, кто встречает и провожает поезда и автобусы. Здесь же останавливается общественный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи и маршрутные такси. А многоэтажная парковка стоит полупустая, потому что рядом нет жилых домов.
В чём спасение?
Конечно, городские власти стараются решить проблему: «наращивают» дороги, обустраивают для парковки машин какие-то «пятачки», в новых спальных районах уже во время застройки предусматривают полноценные, многоместные парковочные места.
Но кардинально проблему решить пока не удаётся, особенно – в старой части Ростова. Расширять проезжую часть здесь практически невозможно, но именно в центре донской столицы сосредоточено большинство административных и общественных зданий, куда обычно приезжают на автомобилях: и сотрудники, и посетители.
В последнее время заговорили о строительстве в центре города двух многоуровневых паркингов – в парке Горького и под Соборной площадью. По мнению специалистов, они не решат проблемы. В дневное время «подземка», возможно, немного разгрузит улицы, но ночью будет пустовать, что отразится на стоимости места.
Подобная ситуация с парковкой, которую предлагают сделать возле аэропорта: к мундиалю в Ростове-на-Дону построят новый аэропорт, в другом месте, и автопарковка возле старого аэропорта никому не будут нужна.
Умная парковка
Оригинальный способ победить дефицит парковочных мест донской столице, а вместе с ним – и транспортный коллапс, предложил недавний выпускник РГУПС (Ростовского государственного университета путей сообщения) Александр Цуканов. Он придумал «умную» вертикальную парковку, которая своим принципом работы напоминает аттракцион в парке отдыха. Изобретение занимает минимальную площадь, но предоставляет сразу несколько машиномест.
Автоматическая вертикальная парковка представляет собой металлическую сварную конструкцию из П-образных швеллеров высотой в 6 и 14 метров (в зависимости от количества автомобилей) и площадью 5х6 метров.
Система работает по принципу «чёртова колеса». Водитель заезжает на прямую площадку (паллету), которая собственно и предназначена для стоянки автомобиля, а парковочный механизм поднимает паллету вверх, освобождая место для парковки следующего автомобиля. Всё автоматизировано.
Парковочная система позволит парковать до 14 легковых автомобилей на площади, которую обычно занимают всего 2 машины. Конструкция отличается низким уровнем шума и затратами электроэнергии. А фасад или декоративное ограждение позволят гармонично вписать парковку в существующую застройку. Система, как уже отмечалось, занимает не так много места, и при необходимости её можно перенести. Однако пока, город не торопится взять идею молодого изобретателя на вооружение.
«Проект неоднократно участвовал на выставках и инновационных конвентах. Люди, в том числе – директора различных предприятий, подходили, интересовались, спрашивали про стоимость. Но реальных предложений пока не поступало», – сказал Александр Цуканов корреспонденту «АиФ-Ростов».
Тем временем
Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения Ростова-на-Дону видит другой способ увеличения пропускной способности ростовских улиц. «Городу необходимы платные стоянки», – заявил недавно директор департамента Арам Егиазарян.
Уже во втором полугодии 2014 года планируется реализовать пилотный проект по созданию платных парковок в центральной части города. Его зона включает в себя несколько участков в границах улиц Большая Садовая – Московская – Ворошиловский – Будённовский,а также улиц Социалистическая, Серафимовича, Тургеневская – до пер. Братский. Чиновники считают, что ведение платы за парковку положительно отразится «на эффективности использования пропускной способности улиц, позволит повысить привлекательность общественного транспорта».
Выходит, введение платы за парковку – это единственный способ разгрузить городские магистрали? Впрочем, собранных средств, возможно, хватит на внедрение изобретения Александра Цуканова.