Примерное время чтения: 6 минут
196

Маленькие комедии большого города

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39 23/09/2009

Курьёзы старого Ростова

Сто лет назад телевизор ещё не приковывал ростовчан к диванам, поэтому обыватели каждый вечер искали развлечений за пределами своих домов. Провести весело свободные часы считалось нормой жизни. После работы купцы, банкиры, биржевики и фабриканты отправлялись в кафе, театры, варьете и на прогулки по Дону...

К жужжалке за билетом

Главенствующее положение среди "мест отдохновения" в Ростове тогда занимал театр.

"Сядьте в трамвай на Садовой и поезжайте по городу, - писал в 1909 году репортёр одной из ростовских газет. - Мы заполнены театрами всех видов. Только мы жаждем не бесплатного хлеба и зрелищ, как римская толпа, а оплачиваем их дорогой ценой". Вход в уютный каменный театр Асмолова (находился на месте, где ныне западный вход в парк Горького) стоил действительно недёшево. Влиятельные горожане пытались пройти на спектакль через знакомых артистов, антрепренёров или администраторов театра.

Ростовцы (так до революции называли жителей Ростова), не имевшие столь обширных знакомств, поступали обычным порядком - покупали билеты. Но, чтобы попасть на премьеру в Асмоловский театр, очередь в кассу традиционно приходилось занимать задолго до рассвета. Тем, кому не хотелось тратить время на многочасовое ожидание, всегда готовы были прийти на помощь барышники, спекулирующие билетами. Их называли ещё "якупчики", "жужжалки" и "красные шапки".

Словом, Асмоловский театр завоевал симпатии публики. Однако и там случались курьёзы...

В один из дней там давали инсценировку по новелле Проспера Мериме "Кармен".

Наступил момент, когда Хозе бросался к появлявшейся героине со столь недвусмысленными намерениями, что друзья-подруги удерживали его. Но что-то разладилось на сцене. Хозе делает угрожающее движение в сторону Кармен, а массовка - ноль внимания.

- Держите меня! - вполголоса приказал Хозе, дублируя свой порыв.

В зале же почуяли неладное, вот-вот посыплются смешки, но массовка всё собирается с мыслями.

- Да держите же, м...ки! - заорал герой.

Успех у спектакля был оглушительный. Массовка подала в суд. Хозе не явился, и мировой заочно впаял ему 25 рублей штрафа за "оскорбление словом". "Испанец" обжаловал это решение. На повторное заседание не явились истцы, приговор отменили и в деле поставили точку.

Почему молчит Слон

"Куда деваться после театра?" - таким вопросом начиналось объявление в городской газете 1909 года. И тут же следовал ответ: "Поспешите в кондитерскую Филиппова, на Большую Садовую, против городского сада".

И сегодня на старых открытках видна едва заметная вывеска "Кондитерская Филиппова" - того самого пекаря, чьи баранки и булочки были нарасхват в крупных городах страны и поставлялись для императора.

Вечерами здесь частенько видели старика с кипой свежих газет на продажу. Он стоял, навалясь грудью на фуршетный столик, свесив голову в картузе, и спал. Перед ним были стакан с вином и булочка. Газеты лежали на полу.

Старика знала вся прислуга, знали посетители и уже не обращали на него внимания. Только скажет кто-нибудь:

- А-а, Слон здесь!

Подремав с четверть часа, старик допивал вино и, оставив недоеденную булочку, уходил продавать свои газеты. Он никогда ни с кем не разговаривал.

В 1902 году старик умер. Денег у него нашли 20 копеек. И тут вспомнили, как сорок лет назад он продал приятелю за 5 рублей выигрышный билет. Через неделю на этот билет выпал выигрыш в 75 тысяч. На все просьбы поделиться приятель ответил отказом. С тех-то пор Слон замолчал и запил. Слоном его прозвали за привычку пить стоя.

"Остановите пароход!"

До революции от Ростовской пристани до Гниловской и обратно курсировал прогулочный пароход. Самые дорогие билеты были на верхнюю палубу, откуда открывался, как писалось в рекламе, "широкий вид на донские просторы". Один из рейсов 1896 года надолго запомнился отдыхающим.

Молодой нахичеванец Мшак Ваганович Трапезонян прогуливался по нижней палубе парохода. Был он ещё в жениховских летах, в щегольском костюме-тройке, в новенькой шляпе-котелке и с тросточкой. Прогуливался он в гордом одиночестве со своей любимой собакой по кличке Тигран. Этот кобель вёл себя крайне легкомысленно. Чуть услышал крикливых донских чаек, сопровождавших пароход, начал носиться на корму и обратно, считая долгом облаять каждую птицу. Пароход шумел колёсами, Мшак Ваганович покуривал сигару и с любовью глядел на своего дураковатого пса.

Кончилось всё тем, что Тигран упал в реку.

Мшак Ваганович, пытаясь сорвать спасательный круг, закричал:

- Остановите пароход!

Из рубки раздался грозный голос капитана:

- Перестаньте хулиганить... Пароход останавливается, только когда за бортом человек.

- Ах вот как?! Извольте, будет вам и человек за бортом!..

И нарядная публика ахнуть не успела, как Мшак Ваганович вскочил на ограждение и сиганул в пенистую воду.

- Держись, Тигран! - кричал он своему псу.

На палубу сбежались отдыхающие. Пришлось останавливать пароход, доставать нахичеванца и его пса из воды. Конечно, приключение влетело Мшаку Ваграновичу в копеечку, а жители Нахичевани, завидев "пловца", вертели у виска пальцем.

Однако мало кто знал, что дочка миллионщика Черчопиянца тоже была на том пароходе. Она смотреть ни на кого не хотела после того случая, кроме как на героического Мшака Вагановича... Но случился ли у них роман, никто не знает.

"Не вижу сходства"

Ещё одним развлечением в старом Ростове были художественные студии, где можно было заказать портрет или статуэтку.

Провинциальный артист Огнев-Кориоланский, игравший героев-любовников повсюду - от Петербурга до Иркутска, решил заказать себе в Ростове бюст. После пяти сеансов бюст был готов, однако Кориоланскому он не понравился.

- Не вижу сходства, - резко заявил он, стоя посреди мастерской.

Чтобы решить спор, скульп.тор позвал свою горничную Матрёну. Та подтвердила:

- Похожи как две капли воды. Мамаша родная не отличит.

Но Кориоланский не унимался:

- Вы из меня посмешище делаете! Вы бы ещё дворника позвали...

Тогда решено было, что Кориоланский приведёт своего Ральфа, королевского пуделя. Если признает в скульптуре хозяина, значит, работа удалась. На следующий день Ральф, виляя хвостом, пришёл в мастерскую. На поводке его держал хозяин. Завидев бюст, пёс радостно взвизгнул и кинулся к нему, встал на задние лапы и начал облизывать каменные щёки, нос и губы...

Кориоланский прослезился. Достал кошелёк и стал расплачиваться со скульптором. Когда деньги были получены, тот аккуратно протёр бюст, обернул его мешковиной, перевязал бечёвкой и вручил заказчику.

...Затворив за Кориоланским дверь, горничная проговорила уважительно:

- До чего умный пёс...

- Ну, а то не умный, - отозвался скульптор. - Я целый фунт колбасы извёл, натирая этот бюст.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно