На полу лежит туша хищника, а столы завалены драгоценностями, старинным оружием и тропическими фруктами...
Может, для кого-то такой пейзаж и экзотика, но для Станислава ХРАП.ЦОВА привычная обстановка в его рабочем кабинете. А профессия у него редчайшая - театральный бутафор.
Конструктор иллюзий
"Всё вокруг похоже на настоящее, правда? А на деле-то обман, - подмигивает Станислав Михайлович. - Вот глядите". Он деловито подходит к чугунному колоколу, который на вид весит центнер, не меньше, и с лёгкостью поднимает его над головой одной рукой. Оказывается, махина сделана из обыкновенного пенопласта, выкрашенного под металл. Бриллианты, рассыпанные вокруг, выточены из оргстекла, золотая маска из картона, топоры фанерные, окорочками из поролона и марли не полакомишься. Конструируя такие иллюзии, Станислав Михайлович успел основательно запудрить мозги тысячам зрителей Музыкального театра. Кстати, этими фокусами владеет настолько искусно, что порой обманываются не только сидящие в зале.
- Оформлял я на сцене бутафорский обеденный стол и забыл за кулисами тарелку с колбаской из линолеума. Поблёскивала масляная, совсем как настоящая, - вспоминает Стани.слав Михайлович. - Вот один парень, сын нашей артистки, и купился, схватив ломтик. Ощущения у него, конечно, были не из приятных. А сколько розыгрышей случалось! Смастерили как-то с коллегами арбузы из картона для очередной постановки. Покрасил их и разложил у дверей сохнуть, а сам говорю актёрам: мол, разбирайте по дешёвке полосатые, знакомый с рынка привёз. Все останавливаются и на полном серьёзе спрашивают, в какую цену... Но обычно начальник цеха даёт задания похитрее, чем лепить еду. К примеру, приходит однажды и говорит: "Михалыч, нужны летающие чайки для спектакля "Белая акация"". Я обмозговывал устройство пташек долго, но зато всё вышло: согнул каркас, обклеил перьями, а внутрь поместил движущийся механизм. Свисали они на лесках с потолка и махали крыльями, как живые. Такие приборчики, кстати, паять люблю, у меня же техническое образование.
Мастер-самоучка
- А бутафорские знания откуда? Неужели вы самоучка?
- В яблочко. Причём не только я. Все бутафоры рождаются при театре, ну нет таких курсов, где учили бы профессионально. Приглашаются люди разных специальностей, лишь бы с фантазией и умели много чего: мы и художники, и сварщики, и плотники, и скульп.торы. Я окончил индустриальный техникум, после которого пошёл обжигальщиком на химзавод, а потом металлоконструктором. Наконец занесло в драмтеатр механиком сцены. Там заметили и позвали в Музыкальный, где как раз бутафора-технаря и не хватало.
- Кстати, наслышана, что вы знатный изобретатель...
- Ой, да какой там изобретатель! - отмахивается Стани.слав Михайлович. - Так, хулиганю иногда. Вот эта штуковина из последнего.
Меня торжественно подводят к небольшому ящику с окошком, завешанному шторками. Жестом фокусника бутафор раздвигает кулиски и жмёт на кнопки. Внутри вспыхивает свет. Оказывается, собрал миниатюрную модель сцены Музыкального. Круглая, она вращается по часовой стрелке, и движутся фигурки актёров.
- Это я уже после работы делал, - объясняет мастер. - На часах бывает уже полночь, а ты всё копаешься в деталях. Вообще часто так получается, что в театре допоздна засиживаемся. Иногда увлечёшься изделием и не замечаешь, как время летит, но чаще просто не успеваешь днём всё до ума довести. Вот недавно всем цехом закончили огромный пенопластовый Колизей во всю сцену, из-за которого почти три недели буквально жили в мастерской.
- А не надоедает пропадать с утра до поздней ночи в этом иллюзорном мире, где огромную штангу сможет поднять даже малыш, а золото делают из бумаги?
- Всё здесь понарошку, ну точно сказка. А разве она может надоесть? - Станислав Михайлович хитро смотрит поверх очков и понижает голос: - А бутафор в этой сказке - знаете кто? Самый натуральный волшебник!
Анна Ивченкова