aif.ru counter
37

Вчера была война. Что будет завтра?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19 06/05/2009

"Наше общество сегодня развращено бескультурьем. И я не знаю, где исцеление", - размышлял в экс.клюзивном интервью "АиФ на Дону" человек, которого на Дону вообще-то не требуется представлять: один из самых любимых актёров, обладатель премии "Золотая маска", профессор Ростовского филиала Санкт-Петербургского университета культуры и искусства, народный артист СССР, Почётный гражданин Ростова Михаил БУШНОВ.

Почему для спасения культуры, репертуарного театра уже нужен чуть ли не свой нацпроект? Как не спутать любовь с "пустышкой"? В чём счастье? Можно ли надеяться на появление на Дону в обозримом будущем больших молодых актёрских талантов?.. Об этом - наш разговор.

Но так как встретились мы в преддверии великого празд.ника, заговорили в первую очередь о другом. Ведь

9 Мая Бушнов наденет свой особый светло-серый пиджак с боевыми наградами. И будет вспоминать женщин-лётчиц, горящих в "кукурузниках", наши огромные потери на Миусском фронте... Его призвали в 42-м 18-летним - рядовым в пехоту. А победу встречал уже в Румынии гвардии сержантом.

- Первое, куда я попал, - Миус-фронт в той части, что проходила у донских сёл Покровское, Куйбышево, - уточняет Михаил Ильич. - Что мне помнится о том периоде больше всего? Количество наших погибших... Высоты занимали немцы. Нас было видно как на ладони. У немцев были длинные гранаты с деревянной ручкой - они скатывали их вниз... И всё равно мы брали эти высоты, потом немцы нас сбрасывали, а мы снова их занимали! Не забуду и наших женщин из авиационного полка, по ночам подлетавших на "кукурузниках" близко к земле, выключавших моторы и практиче.ски руками бросавших бомбы. А немцы ловили их прожекторами и начинали поливать из пулемётов. И эти очереди пуль искривлялись, как поток воды. Мы внизу, сидя в окопах, молились: "Господи, Господи, пусть она вы.рвется из их лап!" А девчонки горели в этих своих деревянных, почти картонных "кукурузниках"...

В 43-м году мы наконец-то прорвали фронт и "покатились" по Украине. Так я оказался у Перекопа - Перекопского вала, построенного на 8-километровом перешейке на севере Крымского полуострова. И на этом рубеже наш 1273-й полк застрял с октября 43-го по апрель 44-го года... То было очень сложное время. Мы спустились под землю - вырыли окопы, землянки, днём нельзя было показать даже краешек фуражки, каски, иначе тебя "снимали" немецкие снайперы. Пищу нам привозили раз в сутки - ночью. А ещё однажды за те 6 месяцев нам устроили баню. Была вырыта яма. Каким-то образом из Каркинитского залива доставили воду, вылили её в яму. И я прекрасно помню ту воду - она была тёмно-коричневой, почти чёрной, но это была вода!..

1 апреля в Крыму повалил снег, - продолжает Михаил Ильич. - Он шёл огромными хлопьями! И за ночь накрыл все наши землянки, окопы, норы, где спали солдаты (каждый рыл себе в глине нору, натаскивал сухой травы и в этом "гнёздышке" спал). Вы.браться самостоятельно дивизия не могла, раскапывать нас вызвали резерв. И это был один из тех редких случаев обоюдного благородства на той войне, когда противники, наши и немецкие резервы, раскапывавшие своих соотечественников, стояли в 80 - 100 метрах друг от друга, но никто ни разу не выстре.лил...

9 мая 44-го мы взяли Севастополь. Впоследствии не раз слышал выражение "подручные средства". Я знаю, что это такое. Нам надо было переплыть тамошнюю Северную бухту и захватить фашистский плацдарм. Немцы подожгли нефтеналивное судно, нефть разлилась по воде и горела. Нам дали приказ: "Переплыть на подручных средствах". Кто-то плыл на бревне, а лично я переправлялся в гробу: на берегу у немцев осталась мастерская по изготовлению гробов для своих погибших.

- Плацдарм мы за.хватили. За действия в тот день я и получил орден Красной Звезды, - продолжает Михаил Ильич. - А ещё: именно на войне, выступая в полковой и дивизионной самодеятельности, я понял: моя миссия - удовлетворить ожидание этих сотен солдатских глаз. Там окрепло моё желание стать актёром.

Химеры и реальность

- Михаил Ильич, послед.нее время вы огорчены: мол, есть нацпроекты по поддержке медицины, аграриев и т.д., принимают программы для малого бизнеса, но нет никакой программы по развитию культуры.

- Да. И как нам быть? Конечно, в первую очередь я имею в виду необходимость спасать феномен - российский репертуарный театр и уникальную актёрскую школу. Ведь великий Станиславский взял всё лучшее, он смотрел, как работают выдающиеся актёры, и на этой базе создал свою систему. Но во.прос шире. Один крупный режиссёр, рассуждая о культуре, недавно сказал: "Первое, что мы посещаем, приезжая на гастроли, - туалеты. И по тому, каковы туалеты, мы судим о культуре в том или ином городе, стране". Правильно ли это? Конечно! Ведь культурный человек проявляется во всём. Мы забросили понятие "культура производства". На гастролях в Европе мы, актёры, видим заводы - красивые, покрашенные в сиреневые, голубые цвета. У нас же если это завод, то ЗАВОД, всё ободранное... Культура - это наши деревни, дороги, театры... Хотя и свет в окошке есть. Были выделены губернатором деньги на ремонт Таганрогского драмтеатра. Поезжайте, взгляните: это теперь не здание - игрушка!

- И всё же понятие "культура" - ничто без облика человека, общества. Вы вот жалуетесь, что зритель меняется, он испорчен...

- В действительности я люблю донского театрального зрителя: он очень благодарный. Но если говорить о российском зрителе вообще, об обществе... У меня иногда бывают свободные дни и я остаюсь один на один с телевизором. На нашем ТВ - масса дискуссионных передач, встречаются многие люди. Приходят представители высших интеллектуальных кругов. И никто никому не даёт договорить! НИКТО! За редким исключением. Мы сегодня развращены бескультурьем. После некоторых таких обсуждений человеку надо прийти домой, посмотреть в зеркало и извиниться перед собой. Я уже не говорю об ужасных сюжетах. 10 человек избивали и насиловали девушку, а через пару дней говорят ей: мол, прости, мы были сильно пьяны.

А вообще мне кажется, понятие "культура" очень близко к понятию "совесть". Гитлер говорил подчинённым: "Я освобождаю вас от химеры, называемой совестью". Сейчас на слуху дела коррупционеров, матёрых взяточников - эти люди тоже давно перешагнули ту самую химеру.

"Бог дал мне профессию"

- Пару месяцев назад вы мне отказали в интервью, сославшись на то, что подавлены из-за простоя - был отменён спектакль с вашим участием, да и самих этих спектаклей уже не так много, как вам хотелось бы. Получается, главное для вас - работа? В ней и есть смысл жизни человека, счастье?

- Какой сложный вопрос. (Долго молчит). Безусловно, жизнь нас постоянно ограничивает - болезнями, бедами, возрастом. Годы проходят, ты меньше начинаешь играть. (В прошлом году Михаил Бушнов отметил 85-летие. - Авт.). И с этим надо смириться. Хотя смиряться не хочется. Нет, счастье складывается из многого. Профессиональное счастье - если ты состоялся в профессии и можешь что-то дать людям, что-то сделать для них. Счастьем я считаю уже то, что Бог вот так вдруг дал мне мою профессию, ведь мои родители не имели никакого отношения к театру. Я из очень небогатого казачьего рода, отец был бухгалтером. И театральное дело в моей семье на мне и замкнётся: один мой сын - юрист, второй - ас в "начинке" автомобилей. Счастье - это и хорошие отношения с близкими. Несчастье - когда теряешь близких, когда с ними что-то случается.

- Кто-то возразит: вы забыли важный компонент - любовь!

- Отвечу так. За годы жизни я пришёл к неверию во множество любовей, стал бояться ошибочно принять что-то иное за любовь. Но при этом ценю красоту женщины и считаю: чтобы женщина расцвела, надо обращать внимание на то, к примеру, что ей идёт блузка. Даже выходя из троллейбуса, могу сказать попутчице: "У вас очень красивые глаза!" И вижу, как она вспыхивает и благодарна мне за это нормальное мужское отношение.

"Без молодой поросли театру нельзя"

- 35 лет вы являетесь секретарём Союза театральных деятелей России, возглавляете его ростовское отделение. Между тем во многих творческих союзах раскол. Уже заговорили о том, целесообразны ли вообще такие союзы, чем на деле они помогают тем же актёрам.

- Творческие союзы нужны - это однозначно. Российский Союз театральных деятелей возник 130 лет назад как общество вспомоществования актёрам. Дело в том, что в нашем союзе преимущественно актёры, режиссёров меньше. А актёры работают в коллективах. Продукт нашего труда - спектакль, это общее дело. Проблемы же зачастую возникают там, где объединены люди, по роду своей профессии индивидуалисты, - писатели, режиссёры. А индивидуальные претензии - это опасная штука. Станиславский говорил, что надо "любить искусство в себе больше, чем себя в искусстве". И если действовать в этом ключе, всё с союзами будет в порядке.

А если говорить о материальной помощи со стороны нашего, Ростовского отделения СТД, то всё, что оно имеет, - членские взносы. Этими деньгами мы помогаем при протезировании зубов, каком-то серьёзном лечении, при погребении. Нам приносят квитанцию. И, если наших средств не хватает, просим помощи в общероссийском союзе.

Для чего ещё нужен СТД? В 90-х годах мы отстояли новочеркасский театр, который местные власти собирались закрыть: дескать, нерентабелен. Сейчас работаем над тем, чтобы у Таганрогского Молодёжного театра появилось своё помещение, и добьёмся этого!

- Михаил Ильич, среди ваших учеников Александр Кайдановский, худрук театра имени Горького Николай Сорокин, десятки других имён. А можно ли в ближайшее время ждать появления каких-то новых актёрских звёздочек?

- Ну, во-первых, без молодой поросли театру нельзя. А у "поросли" есть период становления. Что касается совсем "зелёных" ребят, то сейчас в нашем Театре драмы имени Горького идут репетиции премьерного спектакля "Ромео и Джульетта". Ставит его болгарский режиссёр. И в роли Джульетты выйдет молоденькая девочка, в прошлом году окончившая наш филиал университета культуры. Да что она, даже среди первокурсников, с которыми я занимаюсь, есть интересные личности! Так что главное - чтобы не урезали набор на бюджетные места, о чём, увы, поговаривают.

Виктория Головко

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых