С началом майских праздников стартует и новый туристический сезон: после долгой зимы народ тянется отдыхать туда, где уже по-летнему тепло – на юг. В этом году Ростовская область ожидает прирост турпотока на 10–15%.
Закрытое небо над Ростовом открыло дороги - автомобильные. Область хочет привлечь тех, кто путешествует на юг. Подробнее - в материале rostov.aif.ru.
В режиме закрытого неба
Западные санкции и режим закрытого неба – новые вызовы, с которыми в прошлом году столкнулась туристическая отрасль Ростовской области. Тогда потенциальные гости начали массово отменять забронированные на март отели и переносить запланированные деловые мероприятия в другие регионы, куда самолётом можно долететь.
Однако, несмотря на закрытый аэропорт Платов, в 2022 году Ростовская область вошла в топ регионов, сумевших удержать турпоток. Закрытое небо открыло автомобильные дороги – и ведут они на Дон.
Приостановка авиасообщения позволила региону сделать упор на развитие транзитного туризма. По дороге к Чёрному морю автотуристы останавливаются на отдых в Ростове, а заодно посещают и другие интересные места.
«В минувшем году Ростовская область стала настоящим хабом для автопутешественников, следующих по дороге на юг и Северный Кавказ по федеральной трассе М-4 «Дон», – пояснили в донском правительстве. – Вторая причина популярности региона – многолетнее развитие бренда «Вольный Дон». Кроме того, оперативно увеличили число поездов на южных направлениях».
По данным СКЖД, пассажиропоток в прошлом году на территории Ростовской области вырос более чем на 40%.
По дороге на юг
Успешный опыт прошлого года дончане планируют использовать и в новом сезоне. Это и развитие межрегионального маршрута «По дороге на юг» (он продвигается совместно с Республикой Крым, Севастополем, Волгоградской, Воронежской областями), и проект «Разгуляй на Вольном Дону», и другие.
«Современные дороги, доступная инфраструктура вдоль трасс, большое количество объектов размещения открывают новые возможности», – считает директор АНО «Агентство по туризму и деловым коммуникациям Ростовской области» Татьяна Горяйнова.
Дорожная инфраструктура – одно из наиболее важных условий для успешного развития туротрасли. В этом году к июню – пику летнего сезона – на Дону планируют открыть движение по новому участку платной федеральной трассы М-4 «Дон» в обход Аксая. Объект хотят сдать в эксплуатацию досрочно – на 1,5 года раньше запланированного. Дорога будет иметь съезд в станицу Старочеркасскую – одно из наиболее популярных мест у туристов. В регионе также идёт строительство западной хорды и северного обхода. Образовавшееся ростовское транспортное кольцо позволит обеспечить автопутешественникам более комфортные условия.
Туризм – двигатель экономики
Развитие водного и круизного туризма – ещё одна ставка, на которую делают в регионе. Например, в Таганроге планируют построить новый причал. Оборудовать причалы и запустить современные теплоходы непросто, но и это только полдела. Необходимо развивать инфраструктуру вдоль реки Дон, побережья Азовского моря и Таганрогского залива. Всё это перспективы развития не на один год. Ведь туризм – это не только отдых, поездки и впечатления. Это новые производства, рабочие места, развитие малого и среднего бизнеса, рост деловой активности, налоги в бюджет, новые отели, кэмпинги, турбазы и т. д.
Среди направлений, которые пользуются особой популярностью у дончан и гостей региона – гастротуризм и экотуризм. Основные туристические центры Ростовской области – города Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Азов, Таганрог, Аксайский, Азовский, Усть-Донецкий, Белокалитвинский, Цимлянский и Шолоховский районы. В топе спроса природный парк «Донской», заповедник «Ростовский» в Орловском районе, заповедник-остров посреди солёного озера Маныч-Гудило, где живут мустанги. Набирает обороты тур выходного дня – отдых на побережье Азовского моря, Таганрогского залива и берегах Дона.
Болевые точки
За внимание туристов Ростовской области приходится конкурировать с Краснодарским краем и Адыгеей. На Кубани есть море, а в Адыгее – леса и горы. На Дону этого почти нет. Преимущество донского региона в другом – здесь с избытком предложат и хлеба, и зрелищ.
Но самой болевой точкой для дончан стал деловой туризм. Он больше всего пострадал от ограничений и санкций. В Ростовской области много площадок для проведения деловых конференций, есть креативные арт-пространства и стадионы – всё это пока не используется в полной мере. Развивать такой туризм сегодня очень сложно из-за транспортной логистики: приемлемой альтернативы авиаперелётам всё же не нашлось. Плюс делового туризма ещё и в том, что он был круглогодичным и внесезонным. Но, кто знает, может быть уже завтра именно этот вызов откроет новые возможности для развития?
Комментарий
Экскурсовод Ирина Козлова:
– Уже с 1 июля специалисты, оказывающие услуги экскурсовода и гида-переводчика, должны проходить обязательную аттестацию. И это правильно: чтобы рассказывать туристам о донском крае, нужно обладать очень широкими знаниями. Но просто дать информацию, этого мало. Гостей нужно влюбить в донской край. Сделать это можно только в одном случае – безумно и искренне любить его самому. Другого способа лично я не знаю.
Мнение власти
Заместитель губернатора Ростовской области Александр Скрябин:
– Переориентация с выездного туризма на внутренний стала одним из ключевых трендов развития туристской отрасли в прошлом году. Несмотря на существующие вызовы, прошлый год был отмечен устойчивым ростом турпотока – по итогам года он составил 2,1 млн человек. Это 11-е место в рейтинге субъектов страны по числу туристских прибытий. А по результатам исследований одного из мобильных операторов, проведённых с использованием «больших данных», турпоток в Ростовской области по итогам 2022 года составил около 4 млн человек.