В прошлом году Владимир Путин поручил правительству разработать долгосрочную программу развития виноградарства в России. В своём указе президент выделил шесть регионов, которым предстоит стать «винными провинциями»: Краснодарский край, Дагестан, Ставропольский край, Крым, Севастополь и Ростовская область. До 1 июня 2022 года региональным властям вместе с винными производителями нужно определить меры поддержки, которые помогут им улучшить производство.
Корреспондент «АиФ-Ростов» выяснил, какие проблемы мешают донским производителям и что планируют делать власти для их решения.
Господдержка виноделов
В регионе насчитывается уже 15 лицензированных винодельческих предприятий, которые раскинули свои виноградники на 2700 га. За первый квартал 2022 года их объёмы производства увеличились на 72% – было произведено 720 тысяч бутылок. Как рассказал замминистра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Дмитрий Репка, из-за принятия федерального закона о виноградарстве и виноделии отрасль получила новый толчок в развитии.
«Федеральным проектом предусматривается увеличение объёмов финансирования. В текущем году на эти цели запланировано 50 млн рублей. Средства будут направлены на закладку новых виноградников, проведение работ на них. Областное правительство, в свою очередь, будет выделять деньги на уходные работы за автохтонными сортами, а также субсидировать затраты виноградарей на приобретение сельхозтехники – 40% затрат будут возмещены. В текущем году мы планируем заложить около 100 га новых молодых виноградников. Мы видим, что донское вино – качественное и хорошее, оно должно пользоваться большой популярностью», – рассказал Репка.
Ростовская область – самый северный регион России, пригодный для виноградарей. Она славится своими автохтонными сортами винограда, которые и планируют развивать в донском правительстве.
Директор по развитию винодельческого хозяйства «Эльбузд» Владимир Гончаров рассказал, что его предприятие выращивает европейские сорта – рислинг, шардоне, совиньон-блан и гевюрцтраминер. Эти вина востребованы и ценятся туристами, приезжающими в Ростов. Однако поддержка будет оказываться только тем виноградарям, которые производят автохтонные сорта.
Проблемы с рекламой
В первом квартале донские предприятия отгрузили почти 52 тысячи декалитров. Девять тысяч остались в области, а остальные продали в другие регионы. Ростовская область уверенно выходит на российский рынок, что лишний раз доказывает качество донских автохтонов. Но как бы ни был хорош продукт, его нужно уметь продавать. Виноградари и областное правительство ломают голову, как рассказывать об уникальном донском вине при запрете на рекламу алкоголя.
Замдиректора департамента потребрынка Ростовской области Наталья Багрянова рассказала, что для презентации своих вин предприниматели могут участвовать в специализированных ярмарках. Так, 26 мая в донской столице прошёл винный пикник, во время которого горожане бесплатно дегустировали продукцию донских производителей. Для буднего дня на Нижнебульварной, 6, собралось необычайно много людей. Предприятия «Вилла «Звезда», «Эльбузд», «Винодельня Ведерников», «Цимлянские вина» и ряд крестьянско-фермерских хозяйств ещё и продавали свои вина.
«Для поддержки производителей мы проводим выставочные дегустации, многие рестораны включили донскую продукцию в свои винные карты. Автохтонные вина – изюминка Ростовской области. При пандемии регионы были закрыты. Это дало импульс для развития внутреннего туризма. Все гости региона хотят покупать вино, и мы способны представить им знаменитые автохтоны», – заявила Багрянова.
Так, в конце апреля в ряде торговых объектов региона была организована акция «Люблю донское», направленная на популяризацию донских вин. Также этому содействует кластер «Долина Дона», который развивается по четырём направлениям: образование, туризм, развитие фирменной розничной торговой сети и межотраслевые производственные связи.
В Ростовской области сложилась уникальная ситуация – местные виноделы не конкурируют друг с другом за конечного потребителя. Их винодельни самобытны и работают на свою целевую аудиторию. Помимо этого, на их консолидацию влияет пустой рынок – производители считают, что не перекрывают своей продукцией и 10%. Тем не менее, это должно сыграть им на руку. В Ростове можно открыть единый винный магазин, в котором будут продаваться все виды донского вина. Если власти хотят развивать винный туризм, то появление такой точки – дело времени. Производители готовы делать скидки и акции, осталось найти инвестора.
Винный туризм
Более 57% россиян не доверяют качеству российской продукции. Выбирая между импортным и донским вином, большинство выберет первое. Эту ситуацию можно изменить, если приглашать потребителей на предприятия и показывать, как производится вино.
Жители Казани и Оренбурга будут ехать по волгодонской трассе, на которой сосредоточат пять виноделен. Туристы будут останавливаться на ночь и посещать предприятия, покупать вино в дорогу. В нынешних условиях даже одна ночь – большой вклад в развитие предприятия.
«Мы сейчас готовим удобные для путешественников рекламные материалы. В отелях Крыма уже появилась реклама донских виноделен. Также мы договорились с одним оператором сотовой связи. Все въезжающие в регион будут получать смс: «Добро пожаловать в Ростовскую область». В сообщении будет ссылка на другую страницу, где кратко и ёмко указаны места, где можно отдохнуть, винодельни в этом списке тоже присутствуют», – рассказывает руководитель регионального Агентства по развитию туризма Татьяна Горяйнова.
Стоит отметить, что мысль про транзитный регион вызвала у виноделов некоторый скепсис. По их мнению, путники вряд ли будут пить вино во время дороги. Им всего лишь нужно остановиться на ночь в ближайшей гостинице и двинуться дальше. О предприятиях, находящихся в 250 километрах от федеральной трассы, вообще говорить нечего.
Помимо этого, рекламу нужно размещать не в Крыму, а непосредственно в Ростовской области. Виноделов кормит М-4 «Дон», поэтому на трассе надо установить баннеры, которые проинформируют туристов о том или ином месте.
За шесть лет количество виноградников сократилось на 1000 гектаров. Есть простая истина – бизнес делает то, что ему выгодно. На данный момент внешним инвесторам неинтересно вкладывать свои деньги в виноградарство Ростовской области. Одна из причин – в регионе не развита туристическая инфраструктура. Гостям Дона приходится ехать 150 км до винодельни, чтобы походить по виноградникам и продегустировать вино. А что дальше, ехать обратно? Для начала производителям нужно строить гостиницы, а потом нанимать персонал, закупать еду для кухни, всё это содержать. Естественно, денег на это нет.
Комментарий
Руководитель Агентства по развитию туризма Ростовской области Татьяна Горяйнова:
– Развитие винного туризма для нас – приоритетная задача. Мы должны открыть двери промышленных предприятий и вступить в диалог с ними за счёт туризма. В прошлом году пять донских виноделен внедрили экскурсии на свои предприятия. Правда, были обнаружены и проблемные зоны: отток населения из сельских территорий, дефицит кадров, отсутствие туристической инфраструктуры.