Примерное время чтения: 9 минут
618

Господа казаки. Был ли шанс у Донской республики?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. "АиФ на Дону" 18/05/2022
За правдивую историю Михаила Астапенко, порой, критикуют и красные, и белые.
За правдивую историю Михаила Астапенко, порой, критикуют и красные, и белые. / Ульяна Алфеева / АиФ-Ростов

18 мая 1918 года появилось и просуществовало меньше двух лет Всевеликое войско Донское. Это государство в государстве провозгласил Круг Спасения Дона после того, как казачьи отряды установили контроль над Новочеркасском и ликвидировали Донскую Советскую Республику. Но у этого названия гораздо более долгая история.

Как вышло, что вольные степные рыцари стали войском государевым и добрым ли отношением к казакам отличался Пётр Великий, чей 350-летний юбилей будут активно отмечать в станице Старочеркасской в этом году, выяснили у донского писателя и историка Михаила Астапенко.

Младший партнёр Москвы

– Михаил Павлович, итак, сто лет назад было образовано Всевеликое войско Донское…

– Появилось государственное, политическое образование. Войско казачье возникло гораздо раньше. А это было просто официальное оформление его в связи с политической ситуацией в стране. Еще в XVII в. в царских посланиях на Дон  значилось: «к атаманам и казакам и ко всему Великому войску Донскому». А вообще, отсчёт своего рождения войско Донское ведёт от 3 января 1570 года, когда царь Иван Грозный прислал на Дон грамоту-предложение казакам донским служить ему, за что он обещал платить жалование. Казаки согласились. И эту круглую дату – 450 лет со дня возникновения войска Донского в 2020 году мы отпраздновали через пень-колоду, потому что помешал один парень с неказачьей фамилией Коронавирус.

– И как строились отношения вольных казаков с царём в XVI веке?

– Это были равноправные отношения, союзнические. Сейчас бы сказали: старший партнёр – в Москве, младший – на Дону. Поэтому, когда казаки приезжали с Дона в Москву за жалованием, прежде всего, это был хлеб, который на Дону не выращивали до начала XVII века, то их принимали не где-нибудь, а в министерстве иностранных дел на уровне иностранных послов. Было специальное казачье подворье в Москве, которое содержалось государём. Он был заинтересован в союзе с русскими казаками, чтобы они не пропускали врагов к столице. Ведь в 1571 году турецкий хан сжёг Москву, войска спокойно проходили через донские степи. Казачьи посольства с Дона в столице неоднократно удостаивались аудиенции у царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. А уже потом термин Всевеликое войско Донское как государственное образование был возрождён в 1918 году.

Казаки всегда позиционировали себя как вольное войско вольных людей
Казаки всегда позиционировали себя как вольное войско вольных людей Фото: АиФ-Ростов/ Ульяна Алфеева

– Так кто всё-таки казак  – вольный человек или слуга царя?

– Как в те времена обращались к донцам? Или «господа казаки», или «братья казаки», но никак не «мужики», потому что это ассоциировалось с понятием «крепостной». А казаки позиционировали себя как вольное войско вольных людей. Поэтому отношения с Москвой были сложные. Ведь раньше существовал принцип – с Дона выдачи нет. В 1649 году был отменён Юрьев день, когда крестьяне могли переходить от одного владельца к другому, и на Дон усилился поток беглых. Они становились казаками и, порой, были в составе делегаций, выезжающих в столицу. Случалось, что на приёме боярин из ближайшего окружения царя узнавал своего бывшего холопа и требовал выдачи, на что ему отвечали: «Это не твой холоп, боярин, это наш вольный казак. Выдачи нет».

И когда уже произошло восстание под предводительством Степана Разина, уроженца города Черкасска (ныне станица Старочеркасская), бунт подавили и выдали Степана Москве, отношение изменилось в сторону подчинения. Теперь уже казаки принесли присягу здесь же, на майдане в Старочеркасске, куда прибыла делегация с целым полком стрельцов.

Конец вольницы и геноцид

– Что изменилось для казаков?

– Вольница, по сути, закончилась. Атаманов ещё выбирали, но Пётр Алексеевич настойчиво рекомендовал своего кандидата. Если круг его не утверждал, на Дон присылали карательную армию, которая убеждала казаков, что они неправы. Так было в 1708 году во время Булавинского восстания. Пётр не согласился с выбором атамана Кондратия Булавина и потребовал выдачи беглых с Дона. Казаки отказались. Булавинцы убили первого посланника Петра  – князя Юрия Долгорукова. После этого во главе 32-тысячной армии подавлять восстание приехал его брат Василий, который со своей задачей справился. Хочу обратить ваше внимание, тогда шла война со шведами и на Полтавском поле было 27 тысяч российских воинов. То есть внешний враг для Петра I был менее опасен, чем внутренний. Всё закончилось первым геноцидом казачества.

– Значит, был геноцид ещё до XX века?

– - С 1708 года Пётр Первый запретил казакам выбирать атаманов и ходить в походы. Азов был на время взят Петром, стал губернским городом, и все свои действия казаки должны были согласовывать с губернатором. Что касается именно последствий булавинского восстания, одна треть казачьих городков была сожжена и одна треть уничтожена. Причём, уничтожали поголовно. Археологи рассказывали, что во время раскопок в сожжённых в те времена станицах находили примерно полутораметровый слой захоронений: женщины, дети, старики, изредка мужчины-воины.

– Чем же такая жестокость объясняется?

– У Петра были реальные опасения, что казачество поддержит Карла XII и тогда под ударом окажется всё южное подбрюшье России. Напомню, в это время на Украине был Мазепа, измена запорожских казаков. Пётр именно поэтому в 1709 году приехал на Дон, когда были подавлены последние сепаратистские отряды. И здесь, в Черкасске на майдане, состоялись показательные казни. Причём, отрубили голову даже атаману Илье Зерщикову, который организовал убийство Булавина. И еще 17 старшин, которые были лояльны императору. Пётр объяснил это в духе «единожды предавши..»

– Но, тем не менее, насколько я знаю, Петром история казаков не кончилась?

– Следующие главы государства, императрицы Елизавета и Екатерина, были мудрее, они начинают другую политику: интеграцию донских казаков в Российскую империю. И, кстати, она удалась, потому что следующий мятежный атаман Емельян Пугачёв надеялся, что казаки его поддержат. Он здесь был несколько раз, его мать похоронена на старом кладбище Старочеркасска. Но ожидания не оправдались. Казаки уже полностью были на стороне великой державы благодаря политике матушки-императрицы Екатерины Великой. При её сыне Павле I, с 1797 года, среди них уже появлялись дворяне. И вот с того времени казачество  – это уже военное сословие, участвовавшее во всех войнах, которые вела Россия.

Честная история

– Это ещё один переломный момент в истории?

– Да, казачество стало замкнутым сословием, в казаки больше не принимали, как когда-то всех беглых крестьян. Была даже история, когда атаман Платов просил для заселения почтового тракта на левый берег Дона малороссов приписать казакам. И Александр I не разрешил. И укрывать беглых тоже было настрого запрещено, даже атамана Платова за укрывательство беглых ссылали в Кострому, когда он уже был генералом.

– Многие сейчас не согласны, что казачество сформировали беглые крепостные, мол, рабы – не мы.

– Я смотрю на это иначе, если человек осознал, что он раб, и сделал попытку освободиться, значит, он больше не раб. И жить в таких условиях мог только сильный, волевой, энергичный человек. Что отличало казаков? Вольность, любовь к воле. Поэтому ничего обидного в этом нет.

– Почему же после революции казаки решили «жить отдельно» от России?

– В России тогда была революция, отделялись многие государства: в том числе Прибалтика, Украина. Центральной власти, по сути, не было, большевистскую казаки не признавали. В мае 1918 года атаманом этой республики избрали генерала Петра Краснова. Новое государственное образование предполагало появление своих денег, своей армии, своего флота, своих министерств и своего названия – Всевеликое войско Донское.

– Что, если бы Краснову удалось создать собственное государство?

– Казаки в начале XX века не от хорошей жизни образовали войско Донское, им просто надо было спасать себя. Но Краснов мыслил, что после окончания Гражданской войны будет создана новая российская держава в рамках прежней, кроме Финляндии и Польши. А казаки как часть державы войдут в состав единой и неделимой России. Это глупо было, конечно. Краснов был великий литератор, историк, но напрасно связался с немцами. Проигрыш Германии в Первой мировой войне привёл к поражению и войска Донского. А во второй  – к гибели самого атамана. Великобритания тогда выдала казаков СССР, хотя они не были гражданами Союза и выдаче не подлежали. Краснова повесили во дворе тюрьмы  17 января 1947 года. Похоронен его прах на Донском кладбище, кстати, в одной могиле с теми, кто его судил: Берией, Тухачевским. И палачи, и их жертвы – в одной могиле.

– Михаил Павлович, наверное, то, что вы говорите, не очень нравится людям – и беглые крепостные, и геноцид, и Краснов…

– За это меня и красные, и белые критиковали и критикуют до сих пор. Но моя задача – вернуть ту правдивую историю донского казачества и казачества России, какой она была. А люди не хотят слушать то, что разрушает их иллюзии, устоявшееся мировоззрение, особенно те, кто витает в облаках, что мы возродим былое великое казачество. Но это совсем не та эпоха, которую они себе представляют.

Досье

Михаил Павлович Астапенко родился в 1951 году в Брянской области. В 1974-м окончил исторический факультет Ростовского государственного университета. Год проработал учителем истории в Сальском районе. Затем отправился в станицу Старочеркасскую, где начал формироваться историко-архитектурный музей-заповедник, основанный по инициативе Михаила Шолохова. Там он долгие годы работал заместителем директора.
Автор множества исторических трудов и литературных произведений. Член Союза писателей России, член Союза журналистов России, академик Петровской академии наук и искусств.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах