Петровская эпоха – значительный, но неоднозначный этап развития донского казачества. Казаки – народ вольный, а какому государю это понравится? И всё-таки общий интерес был найден – это любовь к России и служение родине.
Погружение в историю
В этом году на Дону пройдёт много мероприятий, приуроченных к 350-летию со дня рождения Петра Великого. Несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию, их решили провести по полной программе. Ведь это повод вспомнить историю Дона и своих предков. Самые крупные и насыщенные тематические мероприятия пройдут в Ростове-на-Доу, Азове, Таганроге и Старочеркасской.
В июне в Ростовской области состоится стратегическая сессия Ассамблеи петровских музеев. Это возможность ещё раз широко показать уникальные традиции многонационального Дона.
В Таганроге планируется открыть новый памятный знак в сквере Петра I. В перспективе этот знак будет служить стартовой площадкой для всех экскурсий, проводимых в городе. В Таганроге уже разработали много экскурсионных продуктов для гостей и туристов, таких как «Стартап Петра Великого», двухдневные и трёхдневные туры выходного дня и другие.
Для тех, кто желает погрузиться в историю донского казачества более глубоко, открыты публичные библиотеки и донской архив.
Специалисты архивной отрасли добавили в научный оборот два уникальных документа, связанных с личностью и деятельностью Алексея Каледина. Один из документов – последняя воля, духовное завещание войскового атамана, трагическая судьба которого неразрывно связана с историей Дона. Всего в Ростовской области за последние 10 лет выявлено 18 подобных уникальных документов.
Воля и служение
Есть мнение, что если бы не казаки, у России не было бы и половины её славных побед в боях. Кто знает, так это или нет, но доподлинно известно, что донские казаки всегда считали себя воинами, а главным своим назначением – военную службу.
Это была отдельная воинская каста со своими традициями, условностями и понятием доблести и чести, признают большинство историков.
Кстати, охранять русские границы донские казаки стали ещё при царе Иване IV Васильевиче (Грозном). Это было началом их служения российскому государству. В полной мере это служение впервые проявилось именно при Петре I.
«Фортификационные сооружения Черкасска (в то время столицы донских казаков) изрядно укреплены бастионами и башнями старинной формы с 80 пушками, численность гарнизона от 7 до 8 тысяч храбрых человек, конных, пеших и матросов, которые говорят по российски, турецки и казацки, – писал сподвижник Петра Корнелий Крюйс. – Донские казаки вооружены луками, стрелами, саблями и винтовками, которыми очень скоро и метко стреляют».
Тем не менее, взаимоотношения Петра с казаками складывались неровно. Вольный образ жизни донцов, у которых был свой независимый от государства устав, очень раздражал Петра I. Казаки тоже неоднозначно воспринимали преобразования императора. Тем не менее, вклад правителя в развитие Дона, а казаков – в развитие российского государства никто не подвергает сомнению.
Мнение власти
Заместитель губернатора Ростовской области Андрей Пучков:
– Сохранение исторической памяти – основа гражданской идентичности, обеспечивающей устойчивость общественного развития. Архивы являются главными хранителями подлинной информации, препятствующей фальсификации прошлого.