Швейная машинка, заплатка, иголки, ножницы, распарыватель швов, сантиметровая лента, манекен и надпись «Семь раз отмерь - один раз отрежь».
«Эти татуировки я сделал на правой руке в дань портновскому ремеслу», - поясняет дизайнер Степан Казявин.
25-летний молодой человек, несмотря на свой возраст, уже успел создать несколько собственных коллекций, одержать победу во множестве конкурсов и поработать под руководством Вячеслава Зайцева. О том, как пробиться юному дарованию, почему вещи от кутюр так дорого стоят и что можно сшить из мешковины, мы и поговорили.
Степан Казявин.
Родился в 1989 году.
Окончил Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса по специальности «Художественное проектирование костюма».
Кузница талантов
- Степан, так сложилось, что шитьё считается всё-таки женским занятием. Вот и на уроках труда в школах девочкам рассказывают, как обращаться с машинкой и иголками, а мальчикам - про лобзик и гвозди. Как же так получилось, что подросток из небольшого городка в Ростовской области - Донецка, вдруг увлёкся модой?
- То, что шитьё - немужское занятие, слышать мне приходится часто. Но я с этим утверждением совершенно не согласен. Да и сама жизнь свидетельствует об обратном: большинство дизайнеров как раз-таки мужчины. А вот женщин можно по пальцам пересчитать. Если говорить о России, то это Алёна Ахмадулина, Татьяна Парфёнова. Если вспоминать мировые имена, то на ум приходят Вивьен Вествуд, Жиль Сандер, Донна Каран.
Что касается меня, то шить я стал классе в восьмом. Хотя шитьём это сложно назвать: просто переделал брюки товарищу - в обыкновенные прямые синие джинсы вставил контрастные вельветовые вставки. Друг мои старания оценил. Первое время шить меня учила мама: она портная. У неё было много заказов, а я ей помогал. Она часто «ругала» меня за неровные строчки, подбор ниток, фурнитуры.
Вообще, как и многие мальчишки, я хотел быть футболистом. Потом мечтал стать профессиональным танцором. Меня кидало из крайности в крайность. Но, сшив пару вещей и получив за это вознаграждение, решил, что надо и дальше заниматься этим делом, повышать свой уровень.
К сожалению, о людях нашей профессии сложилось много стереотипов. Некоторые считают, что если ты интересуешься модой, то обязательно нетрадиционной ориентации. Это очень распространённый миф. Да, я дизайнер, занимаюсь одеждой, много времени уделяю тканям, показам, но это всё не мешает мне быть мужчиной. Я параллельно играю в футбол, занимаюсь боевыми искусствами.
- Ты учился в Шахтах. Как-то сложно представить, что этот маленький город в Ростовской области может быть кузницей молодых дизайнеров...
- Вы удивитесь, но Шахты в пятёрке самых сильных школ России по обучению молодых дизайнеров. Вообще изначально я поступил на конструктора одежды, но, побывав на конкурсе начинающих дизайнеров в качестве модели (рост у меня 185 см), решил: хочу сам придумывать образы, создавать одежду. В итоге мне разрешили перевестись из одной группы в другую при условии, что сдам экзамены и зачёты сразу по двум направлениям. А уже через полгода я сделал свою первую мужскую коллекцию - «Оксфордская весна». С ней же отправился в Воронеж - на первый в своей жизни конкурс, где познакомился с Вячеславом Зайцевыми Александром Хилькевичем, аналитиком моды.
Занял я тогда второе место. Ну а потом понеслось: одна коллекция, вторая, третья, множество разных конкурсов, на которых занимал от третьего места до Гран-при. Знакомство, общение, новые города - это всё бесценный опыт. За время учёбы я побывал в разных городах России, а в 2011-м оказался на мадридской неделе моды с коллекцией «Дневник Нельсона», на следующий год - во Франции.
Но все эти успехи - не только моя личная заслуга. Мне очень повезло с преподавателями в своё время.
Например, Мария Дружинина стала для меня не только педагогом, но и настоящим наставником, другом. Именно она научила меня мыслить шире, делать образы более элегантными, а одежду - красивой. Татьяна Данцова - человек, которому нет равных в обработке вещей, а Светлана Колесник - очень сильный конструктор. И каждому из моих учителей я очень благодарен за подаренные знания и навыки.
Под крылом мэтра
- После получения диплома ты оказался в мастерской Вячеслава Зайцева. Стремительный рывок для молодого дарования.
- С Вячеславом Михайловичем мы много раз пересекались на различных конкурсах, в которых я участвовал, а он был в жюри. И вот во Франции, где я показывал свою коллекцию «Последняя коррида», он предложил после окончания университета работать у него. Упускать такой шанс я не стал.
У Зайцева я работал конструктором мужской одежды. Вообще он очень требовательный человек. Именно в его Доме мод я научился грамотно и профессионально вести примерки, поднялся на новую ступень в конструировании одежды. Он показал мне свой метод кроя. В лаборатории Вячеслава Зайцева я познал все нюансы в изготовлении мужских вещей. Работал костюмером на показах. За кулисами Вячеслав Михайлович очень трепетно относится к своим моделям. Сам поправляет одежду и аксессуары на них, вносит последние штрихи в образ. Работа с таким человеком - колоссальный опыт. Не знаю, где ещё можно столькому научиться.
- И всё же спустя какое-то время ты сменил работу у Зайцева на британскую фирму UMBRO, делающую спортивную экипировку.
- Я решил узнать изготовление одежды с другой точки зрения - со стороны масс-маркета, то есть продукции, рассчитанной на широкий круг людей. Ну а поскольку тяга к футболу у меня с самого детства, то, не задумываясь, устроился в эту компанию. Здесь я придумываю и рисую дизайн игровой и парадной спортивной экипировки. Один из российских футбольных клубов играет как раз в форме моего дизайна.
Изготовление спортивной одежды, конечно, отличается от процесса работы над повседневной, ведь здесь на первый план выходит не красота, а комфорт и функциональность. Важно грамотно расположить швы, чтоб они не мешали игрокам, в нужном месте поставить сетку, удачно разместить смягчители.
Помимо этого, я занимаюсь пошивом одежды на заказ. Работаю преимущественно с мужчинами, мне это интереснее. Да и по себе знаю, как порой трудно представителям сильного пола купить действительно хорошую вещь. То, что нравится и сидит отлично, стоит зачастую очень больших денег. Вообще сейчас всё меньше людей хотят выглядеть «как все». Человек понимает, что одежда - это продолжение его собственного «я», выражение его индивидуальности, стиля, взглядов на мир. У нас среди мужчин много модников стало. Они уделяют пристальное внимание и своему внешнему виду, и гардеробу. Знаю парней, у которых дома по 20 пар брюк висит, и им это кажется мало. Женское я тоже сейчас стал шить, но тут мне помогает супруга.
И марля пригодилась
- Вещи от известных дизайнеров по карману далеко не всем. Почему цены на их изделия, прямо скажем, заоблачные?
- Часть стоимости - это имя, которое у всех на слуху, другая половина - это ткани и фурнитура высочайшего класса. Хотя я считаю: истинный дизайнер сможет найти красоту и в обычных материалах. Я вот спокойно могу пошить одежду и уже делал это из марли, мешковины, полотенец, пледа. И всё это будет выглядеть достойно.
- Но мешковина, наверно, на ощупь будет не слишком приятная...
- А вы её раз десять постирайте, и станет мягкая, как деним. Я глубоко убеждён: неважно, сколько стоят твои вещи, главное - как ты их носишь, сочетаешь между собой. Вкус - он либо есть, либо его нет. Третьего не дано.
- А что сейчас вообще в моде? Что посоветуешь носить?
- Этим летом в моду вошли и всё ещё актуальны брюки карго. Изначально такая модель разрабатывалась для военных, но стала популярной и среди путешественников, людей, любящих походы, да и просто молодёжи. Такие брюки мешковаты и просторны, комфортны и абсолютно не стесняют движений. Здесь куча дополнительных карманов и большое количество лямок.
Надолго вошли в обиход рваные джинсы. И думаю, этот тренд не скоро нас покинет, ведь это в первую очередь вторая жизнь старой вещи. Ну и, конечно, в моде всегда классика, строгие мужские костюмы. А вообще я советую всем носить только то, в чём они чувствуют себя комфортно.