Цирк – это особая жизнь, где за ослепительными улыбками артистов скрываются многочасовые изматывающие репетиции. Не каждому открывается этот мир. Но тех, кто туда попал, он завораживает своим блеском и часто уже не отпускает.
Цирковой артист Руслан Братко рассказал «АиФ на Дону» о своём прошлом под куполом и настоящем - с ножницами в руках.
Руслан Братко. Родился 11.11.1975г. в Харьковской области (Украина).
Окончил Киевское государственное училище эстрадно-циркового искусства.
С 2002г. живёт в Ростове-на-Дону.
Работал артистом цирка с 1998 по 2010гг.
Женат, двое детей.
Начало цирковой карьеры
Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: Вы не из цирковой семьи, а связали свою жизнь с манежем…
Руслан Братко: Манеж всегда казался мне местом, где происходят чудеса. К тому же мой дядя был эквилибристом, он гастролировал по всей стране. Однажды приехал к нам в Харьков. Его рассказы о цирковой жизни произвели на меня огромное впечатление, такое же, как и его выступления. После этого я стал буквально одержим цирком. Благо, в городе была цирковая студия, куда я тут же записался.
Окончив восьмой класс, устроился на работу в Харьковский цирк униформистом. Работать мне было очень интересно, и на следующий год я поступил в Киевское государственное училище циркового искусства. Конкурс был большой - 15 человек на место. По рассказам дяди, в 60-х годах прошлого века популярность профессии артиста манежа была так высока, что на одно место претендовали 100 человек.
Поскольку моя будущая специальность называлась эквилибрист, я увлёкся першем. Перш - это длинный шест, оснащённый разными приспособлениями. Номер заключается в том, что один артист, стоя на арене, удерживает этот шест на плече или на лбу, а его партнёр, находясь вверху на высоте, на другом конце этого шеста выполняет сложнейшие трюки. Вообще самый древний цирковой жанр - это эквилибристы с першами. Акробатов с шестами можно увидеть на старинных китайских фресках. И даже на стене Киевского Софийского собора есть изображение номера с першем, исполняемого скоморохом.
Очень важно для того, кто внизу удерживает перш, не нарушить равновесия и держать спину совершенно ровно. Этому меня специально учил друг дяди, замечательный эквилибрист. Малейшее случайное движение - и спину «сорвёшь», и уронишь того, кто сверху на перше трюки выполняет. Мой номер был рассчитан на троих, но так случилось, что между моими партнёрами, парнем и девушкой, вспыхнула любовь, и они предпочли делать что-то своё. А я остался без номера, который готовил к выпускному экзамену… Не знаю, правильным ли это было решением, но тогда я взял академический отпуск. Потом нашёл работу в давно выступающем коллективе акробатов на роликах. А образование закончил лишь через 7 лет.
- Интересное сочетание - роллер-акробат.
- Если описать в нескольких словах наш номер, то мы с лёгкостью выполняли то, что другие не могут сделать без роликов: перепрыгивали друг через друга, выписывали сложные пируэты, сальто-мортале, стойки на руках. Здесь также опасно малейшее неверное движение: чуть зацепился роликом за ковёр манежа - вся твоя группа повалилась.
Арена для влюблённых
- Знаю, что вы выступали потом как иллюзионист. Что же вас заставило бросить ролики?
- Точнее, кто: моя жена Елена. Мы работали в одной программе, но в разных номерах. Она занималась иллюзионом. После года знакомства поженились. Кстати, на бегу. Позвонили в Ростовский отдел ЗАГС, и в перерыве между гастролями нас расписали. Через несколько лет произошли изменения в программе. Для нас с Леной это означало поездки по разным городам. Меня такая ситуация совсем не устраивала, поэтому я перешёл в номер к жене. И мы вместе стали делать иллюзион.
- Кролики появляются из шляпы?
- С кроликами было бы проще. Мы показывали фокус с «распиливанием» человека. Для того, чтобы всё прошло гладко, требуется много усилий от обоих партнёров: сложна сама техника выполнения номера. Главный секрет - гибкость артиста, которого помещают в специальный шкаф. В одной половине уже заранее спрятан ассистент, а тот, кого «распиливают», просто сжимается до умопомрачительных размеров. Пила проходит через пустоту, а из шкафа торчат двигающиеся ноги.
Ещё один фокус - это когда ящик с сидящей в нём Еленой я вдоль и поперёк протыкал насквозь длинными шпагами. А она потом выпрыгивала из него целая и невредимая, с ослепительной улыбкой!
«Солнечный клоун». Открытие памятника Олегу Попову в Ростове-на-Дону | Фотогалерея
«Солнечный клоун». Открытие памятника Олегу Попову в Ростове-на-Дону | Фотогалерея
- Руслан, секрет откроете?
- Опять же, гибкость и внимательность. Шпаги пропускают сквозь стенки в специально сделанные для этой цели отверстия таким образом, чтобы не задеть девушку. А она должна внимательно следить за клинками, которые проходят вплотную к ней, и быстро направлять их в выходные отверстия. При этом принимает такое положение тела, чтобы лезвия не задели её. Очень важно подавать шпаги строго по порядку, не путать их, иначе это приведет к срыву номера и к несчастному случаю.
- Зрители, наверное, замирали, когда наблюдали за вашими действиями…
- Конечно, но бурные аплодисменты в конце нашего номера всегда нас радовали. Очень интересно реагируют на иллюзион японцы. Мы бывали в Токио и других японских городах. Как в будущее совершили путешествие, настолько они впереди. Будто другая цивилизация. При этом они очень уважают и ценят нашу культуру. На выступлениях иллюзиона ведут себя крайне эмоционально, как дети: кричат удивлённо, ахают. А как потом аплодируют! Мы сначала удивлялись такой реакции, со временем привыкли.
Другая жизнь
- Тем не менее именно после блестящих гастролей в Японии вы с женой приняли решение оставить цирковую жизнь.
- Да. Причин тому много. Цирковая жизнь - это выступления в разных городах, аплодисменты, неплохие заработки. Но что за этим сверкающим фасадом? Ежедневные тренировки, тяжелейшие физические нагрузки, травмы и усталость. Порой отработка одного трюка занимает несколько лет. Сначала тебя радует каждый новый город, но потом…
Кочевой образ жизни хорош до поры до времени. Несколько лет меня восхищало отсутствие бытовых проблем: ты не платишь за коммунальные услуги, не ремонтируешь, например, текущие краны. Это мнение полностью разделяла моя жена Елена.
- Нет квартиры, нет проблем?
- При этом крыша над головой, пусть и казённая, была всегда. Видимо, человек так устроен, что с возрастом ему просто необходимо иметь свой очаг, куда хочется возвращаться. Мне захотелось чинить краны, клеить обои и создавать уют! Кроме того, мы хотели детей. Но жизни цирковой им категорически не желали. Постоянные переезды, школа на месяц - это не самое лучшее, что мы можем дать ребёнку. Я неоднократно наблюдал, как дети из цирковых семей пытались выбраться из этой среды.
Ещё одна вещь, от которой мы с женой очень устали, постоянные конфликты. Цирк - это мир, где почти каждый «звезда» с собственным «я». Ссоры между цирковыми проходят очень эмоционально, порой и потолкаться могут. Да, коллектив, с которым ты работаешь - твоя семья, но уж очень шумная и импульсивная.
- Вы перечислили много причин, по которым решили уйти из цирка. Но не упомянули возраст.
- У нас действительно ранняя пенсия. Яркий свет софитов беспощаден. Нам важно всегда быть подтянутыми, красивыми, но время, увы, идёт. Когда вижу отчаянно молодящуюся, располневшую артистку цирка, затянутую в облегающее трико, мне и смешно, и грустно. Уходить надо всегда вовремя, а ещё лучше на пике своей карьеры. Это касается цирковой жизни, у неё свои законы. Обычно артисту, утратившему ловкость и молодость, идти некуда. И с арены цирка он переходит в ассистенты, костюмеры или осветители. Это сложно, ведь амбиции с годами не исчезают, желание быть всегда в центре внимания остаётся.
- Но вы решение приняли и кардинально поменяли свою жизнь.
- Да, я смог это сделать. Сначала было очень трудно. Ведь, покидая цирк, артист вряд ли где-либо сможет получать столько денег, сколько зарабатывает под куполом. Но я был к этому готов. Перебрав массу профессий, которыми хотел бы заниматься, я остановился на парикмахере-стилисте. Творческая работа, которая будет всегда востребована, плюс, что немаловажно, мне это интересно. Прошёл обучение и теперь работаю в одном из салонов красоты.
Заработок? Считаю, что достаточный. По крайней мере, жена может позволить себе не работать и заниматься нашим сыном, которому уже 6 лет исполнилось. С нами живёт дочка Елены от первого брака. Во время наших разъездов она постоянно была с бабушкой, а теперь у нас настоящая дружная семья.
Получилось то, о чём мечтал: уютная квартира, куда мне приятно возвращаться по вечерам, спокойная улыбающаяся жена и детки. Иногда вспоминаю своё цирковое прошлое, скучаю по ярко освещённому манежу, по напряжённо затихшим в ожидании чуда зрителям, по восторженным аплодисментам. Хорошо, что всё это было, но я так же благодарен судьбе за то, что имею сейчас.