От полена до Голема
- Наталья Леонидовна, психологи считают, что люди, которые коллекционируют или делают кукол, не хотят взрослеть и навсегда остаются в душе детьми.
Замужем, есть сын.
- В чём-то психологи правы. В моём советском детстве игрушек было мало, а уж таких красивых кукол, которые сейчас стоят на полках в галерее, и подавно. Авторской художественной куклой в советское время почти никто не занимался. Куклы появились в моей жизни в сознательном возрасте, когда я уже была мамой. По образованию я художник-модельер. Как сейчас говорят, дизайнер. Работала на третьей швейной фабрике в экспериментальном цехе. Мне казалось, что моя профессия очень творческая. Но со временем поняла, что не все мои идеи принимает начальство. По утверждённому стандарту работать не хотела. Муж меня поддержал, и я стала искать занятие по душе, где все мечты могли бы воплотиться в жизнь. Как-то я была в Москве и зашла в Центральный дом художника, где как раз открылась кукольная галерея «Вахтановъ». Представляете, спустя почти 70 лет в Россию возвращается художественная кукла, а вместе с ней и куклоделание. Мне безумно захотелось тоже коллекционировать кукол. Я решила встретиться с хозяйкой галереи Ириной Мызиной. Она мне помогла и посоветовала, с чего начать, чтобы открыть свою галерею в Ростове. Сначала моя коллекция пополнялась только зарубежными куклами, которые я привозила из поездок по миру. Позже в Москву стали приезжать иностранные художники, проводить мастер-классы. Постепенно новые технологии работы с пластиком, фарфором, папье-маше дошли и до Ростова. Сейчас среди ростовчан много коллекционеров и просто любителей художественных кукол.
- А что такое художественная кукла?
- Эта кукла может быть сделана из различных материалов. Она может быть обычной интерьерной или очень редкой - коллекционной. Она не предназначена для детских игр. Хотя я считаю, что именно кукла начинает формировать вкус маленького ребёнка. И пусть она стоит высоко на полке и мама очень редко даёт подержать её в руках. Зато как здорово в эти редкие моменты рассматривать красивое платье в рюшах, маленькие ботиночки, аккуратно уложенные локоны. Но самое главное - личико. Ведь куклодел всегда придумывает своему изделию историю, и поэтому на лице художественных кукол отображены эмоции: грусть, радость, печаль и даже страх. В жизни каждой девочки должна быть самая дорогая кукла, к которой она будет относиться как мать к ребёнку. Помните, как у Виктора Гюго: «Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей». В галерею часто приходят дети на экскурсии, и мы рассказываем им истории происхождения кукол. Они очень удивляются, узнав, что роль первых кукол была далеко не игрушечной, а магической. Маленькие фигурки, напоминающие людей, делали из глины, куска полена, как, например, Буратино. А в эру алхимиков учёные пытались создать Голема, кукольную копию людей. Так, в 18-м веке появилась первая такая копия - «Игрок на флейте», который исполнял 12 мелодий, а в это время его руки, рот, губы и язык двигались, как у живого человека. Куклоделы и сейчас наделяют свои изделия особенной силой. Они разговаривают с ними, пока делают их, дают имя и даже запоминают дату рождения. И каждый искренне верит, что после того, как игрушка закончена, она оживает. Сколько историй я слышала от своих сотрудников о том, как куклы по ночам гуляют, а наутро возвращаются на своё место, но с грязным ботиночком или с растрёпанными волосами.
- А какая кукла в галерее у вас самая любимая?
- Любимой, пожалуй, нет. Есть куклы, которым уделяю больше внимания. Часто ростовчане приносят нам старых сломанных кукол, которых жалко выбросить. Кто-то на реставрацию, многие оставляют их у нас. Как-то реставрировала я платье такой куклы, а точнее, старинное кружево. Трухлявенькое такое. Так оно прямо в тазике растворилось, не выдержало воздействия современных порошков. Я так расстроилась, что даже расплакалась, ведь кружево было очень редким, сейчас такое даже на блошином рынке не найдёшь. Я вообще больше увлекаюсь не самими куклами, а костюмами. Это моя страсть. Из каждой поездки за границу привожу национальный костюм. Они тоже выставлены в галерее. Армянская невеста, русская барыня, японская гейша, китайская принцесса. На экскурсиях мы рассказываем историю каждого исторического наряда. Многие детали к костюмам дорабатывают наши дизайнеры.
Барби здесь не место
- Наталья Леонидовна, у вас в галерее много разных кукол, но почему-то нет ни одной Барби. А ведь сегодня она самая популярная, с ней играют дети и коллекционируют взрослые.
- Барби никогда не появится в моей галерее. Не все, наверное, знают историю происхождения этой куклы. Её прообразом была героиня комиксов для взрослых. И первое время красавицу с точёной фигурой и белыми волосами продавали только в пивбарах и табачных лавках для мужчин. Я понимаю, почему она может нравиться взрослым людям. Но, согласитесь, игрушка с такой репутацией не самый лучший пример подражания для маленькой девочки. Как-то, проводя экскурсию для детсадовцев, я спросила у них, какой должна быть, по их мнению художественная кукла. Вперёд вышла девчушка и, коверкая буквы, сказала: «Сель-ксу-ляль-ная!» Вот так. К тому же у Барби совсем неправильные пропорции, которые могут вызвать множество комплексов у подрастающей девочки.
- Недавно в магазинах появились новые куклы - Муклы, которые, по легенде, кончают жизнь самоубийством и продаются уже в гробу в траурных нарядах. Неужели такие куклы покупают детям?
- Покупают. Но я считаю, что куклы должны нести только положительные эмоции. Я видела Мукл и ужаснулась, что их буквально сметали с прилавков детских магазинов. Но, к сожалению, это сейчас модно. У нас вводят возрастные ограничения на просмотр мультика «Ну, погоди!», потому что Волк в некоторых сериях курит, зато постоянно показывают американские мультики с супергероями, где кого-то бьют и убивают. В нашей стране почти каждый мальчик мечтает о кукле Человека-Паука, а девочка - о той же Барби. Но старинными русскими куклами никто не интересуется. В нашей галерее есть куклы разных народов мира со своей богатой историей. Ведь художественная кукла является отражением внутреннего мира человека и культуры той странны, где он родился. Знаете, бывает, приходит к нам посетитель, долго ходит, разглядывает, не может понять, что ему нужно. А потом возьмёт какую-нибудь куклу в руки, и всё - такой прилив эмоций и чувств, что без неё он уже уйти не может.
- Кто ваши основные покупатели?
- После почти 16 лет профессиональной работы в галерее могу сказать, что художественных кукол предпочитают мужчины, но женщины реже. Кто-то ищет необычный подарок для любимой женщины или дочери. Но есть в нашем городе и коллекционеры, среди которых очень серьёзные люди - политики и бизнесмены. Они никогда не купят среднестатистическую куклу. Этим людям нужно что-то особенное. Большинство коллекционеров ищут образ реального человека - идеальной женщины, которая всегда красива, доброжелательна и к тому же ещё молчит. «Куклы так похожи на людей», - поёт «Машина времени». И это верно. Загляните в глаза художественной кукле. Если вы хорошенько приглядитесь, увидите, что у неё есть душа.