79-летний пикетчик не принадлежит ни к одной партии, он просто имеет собственное мнение.
Живой монумент
Утром 22 апреля, как обычно, он уже был со своим нехитрым скарбом у парка имени Горького на главной улице Ростова-на Дону – Большой Садовой. К 10 часам к памятнику Ленину, что у входа в парк, пришла делегация коммунистов, возложила цветы, побыла пять минут и ушла. Беспартийный Николай Глухенко простоял живым монументом у памятника вождю мирового пролетариата больше десяти часов.
Человек со стержнем
Осенью Николаю Афанасьевичу исполнится 80 лет. 15-летним подростком он начал работать учеником столяра – отец погиб на фронте, а тяжело больная мать не могла одна прокормить их с младшей сестрёнкой. В 1953-м ушёл служить в армию. Потом довелось ему работать в Австрии и Украине на авиапредприятиях по ремонту самолётов. С 1968-го года трудился на Новочеркасской и Ставропольской ГРЭС, объездил 13 республик бывшего Союза, внедрял новые технологии и честно строил социализм.
Ещё в молодости Глухенко предлагали вступить в компартию, но он открыто заявлял, что состоять в одной организации с такими карьеристами, как местное партийное руководство, считает позором. У парня было своё личное мнение на партийную дисциплину, да и на принципы социализма. Например, вспоминает, что после аварии в 1966 году 23 месяца лечился по больницам и не заплатил ни одной копейки. Поэтому всё, что нынче на его плакатах, – «душевная боль и ностальгия».
«АиФ-Ростов» познакомился с Николаем Афанасьевичем вечером 22 апреля, когда тот из-за начинающегося дождика переместился ближе к навесу соседнего кафе. Проезжавшие авто сигналили одиночному пикету с ленинским портретом на фоне огромного сердца, недвусмысленным плакатом и красным флагом. Прохожие то и дело жали руку седому мужчине, фотографировались с ним. Работники полиции, выяснявшие с утра природу явления, услышав от пенсионера, что он «охраняет возложенные цветы», спокойно ретировались. Но так было не всегда.
Дебют с Ельциным
С 1997 года Николай Афанасьевич выходит в город с самиздатовскими плакатами в дни главных социалистических праздников. Дебютировал после того, как президент Ельцин пообещал «лечь на рельсы», если что-то сделает не так, а начал «шоковые реформы». Пикетчика не раз забирали в опорный пункт правопорядка при парке имени Горького, потом отводили в отделение милиции, составляли акт и отпускали.
Предьявите документы
– Как-то пришёл я на Театральную площадь, на митинг «Единой России», – вспоминает пикетчик. – Пускают по пригласительным, а у меня только плакаты. Задержали, повели на второй этаж театра, через 10 минут – в отделение милиции, там всё сфотографировали и решили отпустить. Только плакаты не отдают. На вопрос «Почему, ведь это моё личное имущество?» отвечают: «У вас нет на него документов». Тогда я решил отдать всё, на что у меня нет документов. Когда снял брюки и дошёл до исподнего, на меня замахали руками: «Ладно, батя, иди отсюда, и политпросвет свой забирай!».
За Путина - ответишь
В 2001 году Глухенко попал в более непростую ситуацию . Плакат с портретом нового президента и со словами «Путин, почему пенсия и зарплата ниже прожиточного уровня вымирания?» не на шутку рассердил представителей правоохранительных органов. И хотя мужчина пытался объяснить, что ничего не нарушает, а только задаёт вопрос, ему заломили руки за спину, нагнули так, что голова – до колен, и в таком состоянии – в отделение. Припугнули не на шутку, но не запугали.
Поздравление от Чуба
Самый памятный случай произошёл лет десять назад в День Победы. После парада Николай Афанасьевич с портретом Сталина, весь в цветах от прохожих, словно живой памятник, продолжал стоять на Театральной площади, недалеко от трибуны, в которую обычно превращается балкон драмтеатра.
– Я видел, как к трибуне подъехала правительственная машина, как сел в неё кто-то из важных персон, но был занят своим агитационным материалом – сильный ветер буквально вырывал плакаты из рук, – рассказывает пенсионер. – Вдруг, чувствую, меня кто-то со спины приобнял, прижался к щеке, а затем в карман сунул что-то со словами «примите в честь праздника». Оказалось – губернатор Владимир Чуб. Потом ко мне и другие начальники и генералы подошли – тоже с поздравлениями. С тех пор милиция, а теперь – полиция, меня не трогает.
Но самое невероятное выяснилось позже, когда демонстрант проголодался и полез в карман за бутербродом. Оттуда вылетела бумажка. Догнал, оказалось – тысяча рублей, то самое поздравление от губернатора. Пенсионер такую купюру видел первый раз в жизни, долго ещё у людей спрашивал подтверждения и не верил своим глазам.
Гаечки мировоззрения
Кстати, плакаты у Николая Афанасьевича многоразового использования. Авиамеханику со стажем не стоило большого труда разработать свой принцип создания переносного баннера. Обновляет автор свои работы в соответствии с духом времени и к каждому празднику. Конструкция у агитматериалов нехитрая: четыре гаечки и четыре шурупчика открутил, сложил фанерно-картонные полотна и – на вокзал, чтобы успеть на электричку до Стройгородка, что на окраине Ростова.
В следующий раз Николай Глухенко прибудет со своими плакатами на лобное место 1 Мая.