Не так давно в России появилась новая форма судопроизводства - медиация. Задумка не обычная: вместо того чтобы выносить приговоры, в судах противников мирят. Среди регионов, активно подхвативших инициативу, - Ростовская область. В редакцию газеты часто звонят люди с вопросом, как же это возможно на деле.
- Слово «медиация» к нам пришло с Запада. Однако это вовсе не какая-то заморская придумка. Институт примирения был ещё в российском дореволюционном судопроизводстве. Существовал он и вне права. Это в том числе и исконно наши, дон ские казачьи, обычаи, когда споры между людьми пытались разрешить миром и сообща. Народ обращался за советом к соседям-старожилам, к поселковому или станичному атаману, в войсковой круг, - объясняет председатель судебной коллегии по уголовным делам Ростовского областного суда Владимир ЗОЛОТЫХ.
О том, каким образом удаётся переубедить людей, пришедших в суд с желанием наказать обидчика, и почему худой мир лучше «доброго» приговора, наша беседа.
Нехудой мир
- Владимир Васильевич, вот вы упомянули, что медиация - это форма разрешения конфликта с помощью третьего нейтрального лица - мадиатора. Но и в обычном процессе участвует судья, который является беспристрастной стороной...
- Ключевая особенность медиации в том, что стороны имеют право не только самостоятельно выбирать решение, которое устроит всех, но и контролировать его поиск. Согласно закону, люди являются «собственниками» конфликта. При этом роль медиатора в корне отличается от судейской: он не вправе принимать никаких решений по существу спора.
- А зачем это нужно?
- Сегодня наши суды чрезмерно загружены большим объёмом работы, поэтому рассмотрение действительно сложных дел затягивается. Да и граждане тратят огромное количество времени и сил, отрываясь от повседневной жизни. Представьте: одна сторона приходит, а другая нет, заседания переносятся. Мы вынуждены постоянно вызывать людей заново. Срываются планы у адвокатов, свидетелей. Плюс это стоит денег. Государственная машина в виде суда и других ведомств, которые подключаются на стадии исполнения приговора, очень дорого обходится. Да и, честно говоря, не всегда устраняет причину конфликта. Решение суда хоть и вполне законно, но часто не устраивает обе стороны.
К тому же, вы не поверите, но иногда вместо того, чтобы идти в суд, людям достаточно просто... поговорить. В зале суда не каждый пойдёт на контакт: обстановка не располагает. А при посредничестве медиатора легче назвать вещи своими именами и разобраться, в чём же всё-таки камень преткновения. Так сохраняются человеческие отношения. Когда суд решает «топором», заставляет людей против их воли переносить заборы и выплачивать компенсации, почва для конфликта часто ещё больше накаляется. Недовольный приговором найдёт тысячу причин, чтобы судиться снова. Более того, я знаю немало дел, когда из-за 10 сантиметров земли люди готовы были поубивать друг друга. А компромисс решает эти проблемы, что называется, изначально.
Например, два года назад в Аксайский районный суд обратилась женщина: ей помешала пристройка, которую на общем участке возвёл сосед. Он в свою очередь выдвинул встречный иск. Подобные ситуации сплошь и рядом, и обычно такие тяжбы длятся очень долго. Но, пообщавшись с медиатором, соседи всё же договорились, и дело было прекращено.
Скамья примирения
- Наверное, не все дела попадают под действие медиации?
- Это гражданские споры, например, семейные, земельные или трудовые, а также уголовные дела частного обвинения. Недавно в один из районных судов пришла женщина, чтобы взыскать деньги со своего работодателя: когда сотрудница забеременела, ей предложили уволиться по собственному желанию. Под давлением начальства она написала заявление, но после этого проработала там ещё 2 месяца, хотя официально уже не числилась. Соответственно ни о какой зарплате речи не шло. Но в ходе медиации организация согласилась выплатить всё до копейки, а истица забрала заявление.
С уголовными делами сложнее. Хотя у нас были случаи, когда люди мирились и забирали заявление даже после драки. Я думаю, что вскоре медиация заработает и при разрешении вопроса об условно-до срочном освобождении осуждённых. Идея такова, что человек, выйдя из тюрьмы раньше срока, может устроиться на работу и быстрее возместить ущерб потерпевшему.
Конечно, есть категория людей, которые склонны к склокам. «Я тебя по судам затаскаю» - эта фраза как раз про таких. Процедура медиации, естественно, не для них.
- И насколько всё это эффективно?
- Многие пока не знают, что такое медиация. Пока ещё это явление немассовое: за послед ние два месяца таким образом разрешилось только 9 споров. Но скажу однозначно: как минимум, эти 18 человек выиграли. Они не платили госпошлины, не тратили денег на другие судебные расходы и, главное, сберегли свои нервы.
Сегодня в нашей области в таком режиме работают 15 судов. В 12 из них есть отдельные комнаты для переговоров. В одночасье споры не решаются, поэтому приходить сюда можно не раз и не два. Кроме того, мы сделали в Ростове и в Шахтах в этих комнатах специальные скамьи примирения, половинки которых наклонены друг к другу.
Сама процедура проходит как бы вне суда, но по её итогам утверждается официальное мировое соглашение. И всё то, о чём люди договорятся, приобретает силу судебного решения.
- В России закон о медиации приняли ещё в 2010 году. Но вы упоминали, что у нас мирить людей, не доводя дела до суда, стали гораздо раньше...
- Наш регион в числе первых. Например, работать с несовершеннолетними мы начали ещё с 2000 года. Как альтернатива карательному правосудию, вводилось так называемое восстановительное. Т.е. главная цель не наказать виновного, а восстановить его как законопослушного гражданина. С подростками начали работать специальные люди - помощники судьи с функциями соцработника. Несколько человек мы спасли от скамьи подсудимых и клейма преступника.
Представьте: один мальчишка разбил окно, другой стащил дорогую игровую приставку. Вместо того, чтобы отправлять их в колонию, мы идём путём переговоров с родителями. Испортил или украл имущество - пойди заработай, возмести ущерб. В колонии же далеко не все становятся лучше и честнее.
- Институт медиации у нас и на Западе отличается? Наверное, там реже враждуют с соседями из-за того, что на участок залез чужой забор...
- Ну, в Америке, к примеру, я заборов не видел вообще. Но это не значит, что мы кровожаднее. Американцы говорят, что если бы не медиация и другие формы внесудебного разрешения правовых споров, их судебная машина уже давно бы заглохла от такого количества дел