В центре Ростова уже больше года работают инклюзивные ремесленные мастерские «Своими руками». Здесь создают красивую посуду из глины и свечи ручной работы. Отличительная черта этого места заключается в том, что трудятся в ней молодые люди с различными особенностями здоровья.
Ценность труда
«Весной прошлого года мы выиграли конкурс Фонда президентских грантов, получили помещение в центре города от нашего учредителя – фонда Николая Чудотворца. На средства гранта мы купили всё необходимое и оборудовали мастерские», – рассказывает Александра о том, как всё начиналось.
Фонд уже 14 лет поддерживает детей с особенностями развития.
«До 17–18 лет эти ребята учатся в школе, на домашнем обучении, посещают какие-то кружки, им есть чем заняться. Но очень часто мы сталкиваемся с тем, что после наступления совершеннолетия им некуда идти. Многим из них в силу особенностей здоровья практически невозможно поступить в вуз, колледж, техникум», – объясняет Тахаева.
У этих людей ограничен выбор каких-то дополнительных занятий. Можно сказать, они предоставлены сами себе. Чем заниматься дальше, непонятно. К тому же очень важно, чтобы у человека с особенностями здоровья была какая-то профессия. Родители и опекуны не вечные, жизнь изменчива – ремесло пригодится в любом случае.
В мастерские набрали ребят возрастом от пятнадцати лет. Юных гончаров начали обучать нужным навыкам, чтобы потом их можно было постепенно трудоустраивать. На базе мастерских молодые мастера усердно занимались на протяжении года. Кстати, изначально было создано три направления – гончарное, свечное дело и флористика. Однако первые два варианта оказались более эффективными и подходящими для студентов, обучающихся в мастерских «Своими руками». Связано это с рядом особенностей здоровья ребят, ведь речь идёт о подростках с задержкой психоречевого развития, синдромом Дауна, аутизмом и с нарушением слуха.
«Это не просто кружок или какая-то дополнительная занятость. Они у нас обучаются, потом работают. Их творения продаются, за что ребята получают деньги. В результате у них складывается какое-то представление о ценности собственного труда», – отметила координатор.
Грант закончился, но мастерские продолжили свою работу, отмечает Александра. За год с небольшим ребята научились делать достаточно качественную продукцию, настоящую керамику. Молодые гончары периодически участвуют в общих городских ярмарках и маркетах, где продают результаты своих трудов. Кроме того, есть интернет-магазин «Своими руками», где всю эту глиняную красоту с удовольствием покупают посетители. Выручка уходит на выплату стипендий и заработной платы ребятам, а также на закупку расходных материалов.
Покорили Питер
Кстати, мастерские также имеют опыт сотрудничества с рестораном. Владелец одного из ростовских заведений сделал у ребят заказ на коллекцию посуды для своего ресторана. Кроме того, керамика, которую делают ростовские мастера, уже известна даже за пределами области. Совсем недавно жительница Санкт-Петербурга, которая выпускает свою линию одежды, заказала в магазине «Своими руками» стилистику 10 чайных пар.
Молодые люди здесь занимаются абсолютно бесплатно. Кроме того, Александра сообщает, что они сейчас выиграли ещё одну субсидию. Благодаря этому в мастерских появилась возможность набрать дополнительные группы.
«Мы объявили набор, сейчас ждём заявки», – говорит она.
В мастерских с ребятами также работает психолог, здесь проводят социальную психологическую работу, где ребята учатся общаться, коммуницировать между собой, со взрослыми и другими людьми. И это тоже очень важный элемент процесса.
Сейчас в мастерских учатся 30 человек. Набрать готовы ещё 15 ребят от 15 до 22 лет.
Занятия здесь проводятся два раза в неделю по два часа. Желающие приходят чаще, им здесь всегда рады, рассказывает Александра Тахаева. Мастерские для них открыты.
Свой мир
«Все дети разные, у всех свои особенности. Нам с преподавателями очень повезло: у них получается найти контакт с учениками. Найти подход к каждому ребёнку, выстроить тёплые отношения с ним», – признаётся координатор.
Она вспоминает: поначалу, когда только начали работать, у учеников получались не самые удачные изделия, кракозябры, как шутит Александра. Но сейчас это невероятной красоты посуда. Когда окружающие видят потрясающие изделия и узнают, что это сделали молодые люди, да ещё и с особенностями развития, это всегда шок.
Ребята и сами замечают свой прогресс, поэтому мастерские получают много обратной связи и от родителей, и от самих учащихся. Хотя набор открыт с 15 лет, студенты – это в основном молодёжь, многим уже исполнилось 18 лет, и они находятся в поиске своего профессионального пути. И мастерские «Своими руками» могут стать для них полноценным рабочим местом.
«Ребята, которые у нас уже отучились, смогут в новом наборе ассистировать на занятиях и помогать преподавателям», – подчеркнула координатор.
За это, конечно, они тоже будут получать вознаграждение.
Преподаватель гончарного дела мастерских «Своими руками» Наталья Агеева вспоминает: «Работать сюда меня пригласил бывший руководитель прямо во время торжественного открытия мастерских. Поскольку у меня уже была практика управления и открытия гончарных мастерских, меня пригласили развить именно это направление».
Наталья Агеева говорит, что сразу согласилась, потому что знала лично руководителя, ранее сталкивалась с фондом и хорошо представляла себе особенности работы. Так она и начала обучать ребят с ОВЗ гончарному делу. Преподаватель признаётся, что обучающих курсов ведёт много, и ей это нравится. Она говорит, что ребята в мастерских потрясающие, каждый из них уникален. И работать своими руками у них получается замечательно. У кого-то чуть лучше, у кого-то чуть хуже. Но учитель старается передать им любовь к глине. Ведь если не любить своё дело, то цепляющая за душу вещица вряд ли получится при всём старании.
И ребята вдыхают любовь и жизнь в глину, выпуская её дальше из мастерских в большой мир. Ну, а кроме творческой составляющей важно, что молодые мастера реализуют свои изделия, и это их мотивирует работать дальше.
«Это мой первый опыт работы с детьми с ОВЗ. Но я считаю, что нельзя разделять учеников на особенных и обычных. При работе с глиной все становятся одинаковыми. Все находятся в каком-то творческом потоке, одинаково творят, что-то выдумывают, у ребят в голове рождаются уникальные образы, и они их воплощают в жизнь. Здесь наши юные таланты без остатка погружаются в рабочий процесс, у них получаются прекрасные изделия. У некоторых керамика выходит даже лучше, чем у тех, кто совершенно здоров. Для меня это такие же ученики, как и все, просто у них свой мир», – подчеркнула Наталья Агеева.
Кстати
Дети с ОВЗ – это ребята с различными ограничениями здоровья. Существует стереотип о том, что это психически нездоровые люди, но стоит учесть, что только часть этих ограничений связана с интеллектуальными нарушениями или психическими заболеваниями. В Ростовской области для ребят с ограниченными возможностями здоровья создано 30 общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные образовательные программы. Также в регионе во всех городах и районах открыты клубы «Папа особого ребёнка». В настоящее время их активными участниками стали более 600 семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.