Примерное время чтения: 9 минут
554

Не бойся, всё получится. Как роботы помогают детям поверить в себя

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. "АиФ на Дону" 24/08/2022
Детям нравится конструировать роботов, которые встречаются в повседневной жизни.
Детям нравится конструировать роботов, которые встречаются в повседневной жизни. / Олег Супрунов / Из личного архива

Ростовчанин Олег Супрунов три года назад решил создать развивающий проект по робототехнике, где дети уже с четырёх лет могли бы учиться программированию и конструированию роботов. Причём, ребята из многодетных семей занимаются бесплатно.

Как социальному предпринимателю помогают диплом психолога и структуры для поддержки бизнеса, узнал корреспондент «АиФ-Ростов».

Совместить с внутренним миром

– Олег Игоревич, почему вы пошли в социальное предпринимательство?

– С самого детства я воспитывался в семье военнослужащих, родители приучили, что главные для человека качества – это ответственность, честность, доброта и поддержка. Именно поэтому мне хотелось заниматься делом, которое не только будет приносить доход, но и станет полезным для окружающих. На руках у меня были дипломы РГУПС технической направленности и ЮФУ по психологии развития личности. Пришла идея соединить эти два направления, начав с обучения детей. В 2019 году на слуху была робототехника и различные IT-направления образования для детей. На изучение рынка в этой сфере у меня ушло месяца четыре. Для себя же я определил, что робототехника достаточно интересное и перспективное направление для Ростова. После этого создал программу обучения, закупил оборудование, нашёл педагогов – и в бой. Была мысль взять похожий проект по франшизе, но всё-таки решил попробовать сделать всё самостоятельно. Конечно, не обошлось без ошибок, но всё равно рад, что получилось создать что-то новое и индивидуальное. Это мой первый серьёзный опыт в предпринимательстве. Для меня было важно, чтобы проект стал не только коммерческим, но и нёс какую-то социальную миссию. Позже я принял решение бесплатно обучать детей из многодетных семей.

Цифры
Всего с 2019 года в центре обучили около 300 детей.
– Почему именно их?

– Всё получилось случайно. На пробное занятие к нам пришёл ребёнок с мамой, при личном знакомстве она представилась как руководитель одного из ростовских благотворительных фондов и оставила визитку. Я решил, что вполне можно использовать мой проект для помощи семьям, которые растят много ребятишек. Созвонились, я предложил свои услуги и мне посоветовали связаться с семьёй, в которой восемь прекрасных детей. Так мы и договорились о занятиях.

– Концепция центра робототехники сложилась сразу?

– Не совсем. Начали мы работу с нескольких направлений: робототехника, автомоделизм, изучение квадрокоптеров, создание игр и сайтов, английский и психолог. С опытом выяснилось, что такой подход был неправильным: во-первых, я зависел от педагогов и их базы знаний, во-вторых, оказалось, выгодней быть лучшим в каком-то одном деле, как финансово, так и морально. Когда в 2020 году началась пандемия коронавируса, проект стал на паузу. Это дало возможность увидеть пробелы и переработать бизнес-модель. В итоге я убрал ненужные расходы и решил сфокусировать внимание только на робототехнике. Мы переехали в другое помещение и открыли новый центр. Сейчас, по прошествии двух лет, планирую открыть второй.

– С какого возраста дети могут начинать заниматься робототехникой?

– Мы берём ребят от четырёх до 14 лет. На пробном занятии оцениваем навыки, умения ребёнка и подбираем группу. Самые младшие учатся взаимодействовать с компьютером, конструируют и программируют роботов на специальном блочном языке. Дети постарше изучают язык программирования С++, на его основе придумывают алго­ритмы действий для устройств. В итоге получается собранный робот или устройство, которое делает конкретное действие, решает какую-то проблему. Приведу простейший пример: рука-манипулятор, которая может перемещать предметы. Дети смотрят обучающее видео о применении робота в окружающем мире, собирают манипулятор из конструктора, а потом создают программу, которая приводит его в действие. Ещё один плюс такого подхода – развитие кругозора, поскольку на занятиях дети конструируют прототипы роботов, которых можно встретить в обычной жизни, в таких сферах, как медицина, промышленность, бизнес и так далее.

Плюс для меня как психолога важен индивидуальный подход к ребёнку. Мы стараемся помочь ученику раскрыть свой внутренний мир. Информацию, которую даём, пытаемся совместить с его взглядами.

– Что самое сложное для ребёнка в обучении?

– Сам процесс не сложный. Важно, чтобы ребёнок к концу занятия сам собрал робота, преодолел страхи и неуверенность, только тогда у него просыпается интерес делать больше. Но есть и другие факторы, порой, дети несамостоятельны, боятся трудностей и не верят в свои силы. Мы стараемся учитывать все особенности ребёнка и мотивировать не бояться ошибок.

Также как и у взрослых, у детей бывает выгорание из-за большой загруженности. Стараемся слушать ребёнка, смотреть на реакции его организма: сонливость, отсутствие энергии, замкнутость и плохое настроение. Родителям рекомендуем балансировать его недельную нагрузку и давать время на личные дела или отдых.

– Каких необычных роботов и их действия придумывали дети?

– Мы учим ребят использовать робототехнику как инструмент для созидания и решения проблем, поэтому основное условие при создании своего проекта – робот должен быть полезным. К примеру, один из наших учеников разработал и собрал проект автономного робота для сборки и перемещения крупного мусора. Программа действий позволяла аппарату работать без участия человека – передвигаться и определять при помощи датчиков объект. Дальше робот захватывал его клешнёй и перемещал в зону сбора мусора. Такая техника может использоваться на строительной площадке, на пляжах после шторма, при разборе завалов или на мусорном полигоне. Главное, чтобы ребёнок пробовал, фантазировал и не стеснялся выражать свой внутренний мир в проектах.

– Почему детям интересна робототехника?

– Как-то раз мы провели такой опрос среди наших учеников и выделили наиболее частые ответы: «здесь мои друзья» (у многих детей из-за виртуального общения нет друзей в обычной жизни), «я хочу стать изобретателем», «я хочу быть…» (ролевая игра, на занятиях ребёнок становится инженером, лётчиком, Илоном Маском или космонавтом), «здесь весело и интересно» (каждый урок доставляет новые эмоции, удивление и радость). Часть детей ответили, что хотят сделать что-то сами.

– Как вам помог опыт коллег из других регионов?

– Например, для поиска педагогов я находил информацию об успешно реализованных проектах в Интернете, читал интервью владельцев, смотрел вебинары, так и сложил видение, как именно нужно отбирать сотрудников. Отмечу, что на первых порах мне повезло: пришли опытные люди, которые уже работали в этих сферах. С ними я изменил ранее составленную программу и уже по мере работы и опыта оттачивал её.

– Вы сказали, что понимали, как искать сотрудников. А чем их привлекает работа с детьми в центре?

– У меня, как таковой, текучки сотрудников нет. Но бывает сложно подобрать человека, которому будет интересно развивать чужих детей с таким вниманием, с каким он бы развивал своих. Главные качества, на которые я обращаю внимание: доброта, ответственность и целеустремлённость человека. Считаю, что педагогов мотивирует энергетика детей, результаты ребёнка от занятия и положительная обратная связь с родителями. Важно, чтобы ребёнок собрал проект, получил ответы на все вопросы, ушёл домой вдохновлённый и с хорошим настроением.

Важно начать

– Получали ли вы помощь от созданных государством структур по поддержке малого бизнеса?

– Поскольку я зашёл в предпринимательство без опыта, то изучал, где можно получить поддержку и знания. Первым на помощь пришёл муниципальный коворкинг «Новый Ростов». На начальном этапе у меня даже не было представления о том, как вообще открыть ИП. Я прошёл в «Новом Ростове» двухнедельную школу предпринимателей, а после они приглашали на различные обучающие вебинары. Кроме того, была программа, в рамках которой специалисты брали на ведение бухгалтерский учёт предпринимателей. Также с юристами «Нового Ростова» мы создали проект договора с будущими клиентами. В целом на протяжении всей работы я часто обращаюсь к ним за помощью и консультацией. Очень удивился и порадовался, что программы поддержки предпринимательства в Ростове есть и действительно работают. Базы и поддержки, чтобы начать заниматься предпринимательской деятельностью достаточно. Не нужно бояться, важно делать, и тогда всё будет получатся.

– Были ли советы более опытных предпринимателей?

– Да, я несколько раз проходил в режиме онлайн бизнес-акселераторы от фонда поддержки социальных проектов. Акселераторы представляют собой разбор бизнеса – опытные предприниматели и эксперты на протяжении одного-двух месяцев дают советы, что можно улучшить в проекте, ставят с тобой цели и контролируют их выполнение. Мне эта поддержка дала хороший толчок в развитии проекта.

– Какие сложности есть у социального предпринимательства?

– Как таковых их нет. Со временем нарабатываешь опыт решения многих проблем. Но было бы отлично, если бы ввели льготные налоговые ставки на прибыль и оформление работников. В других регионах подобные программы есть и активно используются.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах