Примерное время чтения: 7 минут
365

Инвестиции в интеллект. Как социальный бизнес влияет на образование Дона

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. "АиФ на Дону" 06/07/2022
В Ростовской области будущих социальных предпринимателей нужно растить со школьной скамьи.
В Ростовской области будущих социальных предпринимателей нужно растить со школьной скамьи. Минпросвещения РФ

Заявленный выход России из Болонской системы образования тут же породил в нашем обществе дискуссии о необходимости возврата к советскому опыту. Между тем, давно существуют и активно используются современные методики обучения. Они основаны на понимании человеком своих природных ресурсов и возможности их использования. Как выявить таланты, дать им огранку на пользу стране и человеку и привлечь к этому возможности социальных предпринимателей и социально ориентированного бизнеса?

Подробностями и опытом делится Наталья Штурбина – кандидат педагогических наук, ректор Академии развития глобального мышления - НПД, аккредитованный эксперт в сфере управления проектами (по методологии правительства РФ).

В Ростовской области - высокий интеллектуальный потенциал населения, – уверена Наталья Штурбина.
В Ростовской области - высокий интеллектуальный потенциал населения, – уверена Наталья Штурбина. Фото: Из личного архива/ Наталья Штурбина

Математика с философским подходом   

Почему какому-то ребёнку плохо в школе, и он не достигает результативности? Почему при равных возможностях один человек становится успешным, а другой нет; один – счастливым, другой - несчастным? Вопросы, вроде бы, философские. Но Штурбину они волновали с первых дней, как она пришла в школу работать учителем математики.

«В поисках ответов начала изучать различные теории, исследования, участвовала в курсах и семинарах, меняла традиционный формат обучения. Пришло понимание, что изучение школьных предметов должно идти через развитие ресурсов ребёнка – памяти, мышления, психологического и физического здоровья.

От вопросов по человеку пошла дальше – к системе организаций. Почему одни школы успешны, а другие нет? Можно ли интегрировать лучший опыт? Как создать такую систему, которая способна использовать весь потенциал нашей страны? Какие для этого нужно внедрять векторы порядка, инструментарий и форматы? Поиск ответов привёл меня к защите кандидатской диссертации, затем к российско-британской магистратуре, на обучение в которой выиграла грант и которая многое мне дала. Было большое погружение в дело. Изучала философию, психологию человека как личности, от чего она зависит», – рассказывает Наталья.

К этому времени она уже успела поработать учителем, замдиректора школы по учебно-воспитательной работе, в центре внешкольного образования и руководителем детсада. Когда назначили директором таганрогской школы № 25, стала вместе с командой создавать новую образовательную среду – быстрое развитие плюс обучение. Увидели, что страдает гибкость мышления детей. Поэтому открыли детскую организацию, взяв за основу воспитательной работы здоровье детей – психическое и социальное. В итоге, результативность выросла в разы, в школе впервые появились высокие результаты и победители конкурсов. А Штурбина по приглашению ректора Таганрогского института управления и экономики Сергея Авакова занялась созданием на базе вуза факультета среднего профессионального образования.

От теории к практике и обратно

«Очень много подготовила исследований и статей по нашему опыту в научные, педагогические журналы.

В состав экспертного совета одного из них вхожу по-прежнему. Научных исследований в России много. Но они часто не имеют практики либо остаются разовым экспериментом. Мы пошли в своём опыте дальше: разработали систему, которую можно вводить везде, будь то успешный лицей или неуспешная школа, результат в любом случае нацелен на личностное развитие ребёнка.

Уже когда работала в Москве, в крупнейших вузах, включая МГУ и президентский РАНХиГС – в ранге директора центра развития образовательных систем и одновременно заведующей кафедры проектного управления, продолжала двигать идею роста личности и концепцию управленческой модели развития систем образования», – продолжает Наталья.

Спустя годы, в 2018-м, из этого выросла Академия развития глобального мышления - НПД, которая продолжает сотрудничество с крупнейшими федеральными вузами страны.

Помощь донскому бизнесу

«В Ростовской области - высокий интеллектуальный потенциал населения, – уверена Наталья Штурбина. – Это работает дар благотворителей, «приземливших» на Дону в дореволюционный период Императорский Варшавский университет. Из него впоследствии выросли многие крупнейшие вузы и целые исследовательские школы. В наши дни донской образовательный комплекс остаётся одним из самых мощных в России. Поэтому мы поддерживаем взаимодействие с вузами региона и научными исследователями».

Ключевая цель академии, отмечает эксперт, создание в Ростовской области сети частных школ и учреждений дополнительного образования в рамках партнёрства с социальными предприятиями, готовыми работать в форматах развития прогрессивного мышления.

«Сразу оговорюсь, это не тот случай, когда директору организации нужен «лёгонький» проект для имиджевых целей. С нами придется пахать: внедрять пошагово методики, тут же исследовать реакцию, вносить коррективы и требуемые изменения. Мы исходим из того, что руководитель должен принимать решения не на уровне ощущений, а с полным пониманием процессов, которые идут в управлении образованием, результатов научных исследований и общих трендов в образовании в России, за рубежом и во всём мире. Он должен со своей командой и при нашей консалтинговой поддержке обеспечить внедрение новых образовательных форматов.

Вместе будем плотно работать по методологии проектного управления правительства РФ, который мы адаптировали под сферу образования» – пояснила Штурбина.

По её словам, первый шаг в Ростовской области уже сделан. Совместно с ТИУиЭ открыта частная школа прогрессивного мышления. Сейчас идёт переподготовка педагогов и управленческого персонала. В сентябре-октябре пройдёт переход к этапу, предусматривающему обучение детей и развитие организации по линии проектного менеджмента. 

Совместно с донским бизнесом намечено создавать программы интеграции и адаптации современных методик обучения и подготовки кадров. Практический опыт есть, в том числе в Ростовской области.

«Из примеров дальнего порядка, середины нулевых, – Ленинский район Ростова-на-Дону. Здесь сочетание наших методик и консалтинговых услуг, усилий образовательных учреждений и предпринимателей вывело образовательный процесс и подготовку кадров на нужную высоту.

Из свежих примеров – участие бизнеса в развитии учащихся ТагШПМ, в том числе с помощью профессиональных мастер-классов, ознакомлении подростков с реальным производством, IT-технологиями и программными продуктами. Ведь Таганрог не случайно называют IT- столицей России», – говорит Наталья Штурбина.

Чем помогает бизнес детям, понятно. А чем академия может помочь бизнесу? Ключевая идея – устойчивое развитие. Разработанный экспертами инструментарий позволяет его обеспечить. Причём, на широкой основе – от мини-предприятий до госструктур, от социальной сферы до крупных производств.

«Осенью планируем провести форум практического опыта организаций, работающих по форматам прогрессивного мышления, – делится планами эксперт. – Их много по стране, поскольку мы вместе работали задолго до создания академии. Ещё на этапе холдинга-лаборатории сделали сеть экспериментальных площадок в школах 17 регионов, сопровождали их модели роста. Замечу, сопровождали бесплатно, то есть это был социально ориентированный проект. Думаю, наши коллеги будут теперь рады поделиться опытом с донскими организациями Потенциал кадровых ресурсов, повторюсь, на Дону высокий. Его надо направить в правильное русло и на этапе образования, и на этапе применения на пользу региону и стране».

Как расшифровывается НПД в аббревиатуре академии

Первое – наука. То, без чего невозможно развитие социальной инфраструктуры, власти и бизнеса. Научная мысль постоянно движется благодаря открытиям и технологиям. Поэтому любому человеку нужно всё время подпитывать свою профессиональную базу новыми знаниями, а каждой организации – применять новые подходы для достижения значимых результатов деятельности.

Второе – прогрессивное мышление, это качественная характеристика. Человек с таким мышлением способен вычленять проблему целиком, во всех её связях и зависимостях. Это качество надо развивать ещё на уровне школы, помогая детям формировать мышление системное, прогнозное, целостное. Оно мотивирует на выполнение задач вопреки препятствиям, учит извлекать пользу из критики, искать вдохновение в успехах окружающих. В итоге всё это позволяет достичь поставленных целей, превзойти их и укрепить силу воли.

Третье – дивергентное мышление. Оно позволяет уйти от формата оценки чёрное - белое. Учит воспринимать мир во всём многообразии. Помогает всегда найти выход, причём не один, из любой ситуации.  Развитие этого типа мышления, можно сказать, концептуальная основа нашей академии.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах