Прошли времена, когда на благотворителей смотрели, как на чудиков или желающих отмыть деньги. Катаклизмы последних лет и пандемия показали, что именно в единстве наша сила, а её главный двигатель – социально активные предприниматели. Не только потому, что им свойственен неформальный подход, оперативная реакция, а также есть финансовые и прочие ресурсы.
Добрые дела
Вопреки мнению обывателей главное для многих представителей бизнес-сообщества – это польза обществу.
«Для того, чтобы помочь обществу, реализуют корпоративное волонтёрство, по данным ВЦИОМ, изучавшего тему в конце 2020 года, 44% российских компаний. Ещё для 15% социальные проекты привлекательны с точки зрения позитивного образа предприятия, в том числе непосредственно для трудового коллектива», – говорит координатор социального проекта «Корпорация добра» команды «Южная звезда» мастерской управления «Сенеж» президентской образовательной платформы «Россия – страна возможностей» Екатерина Можаева.
Добрые дела, как известно, объединяют. А ещё в какой-то степени помогают снизить текучку кадров и объединить все поколения работников. Об этом говорят многочисленные исследования, предпринятые за последние годы крупными компаниями, представителями науки и HR-сообщества.
«Кадровые службы особенно сильно интересует, как социальные проекты помогают выявить в коллективе новых лидеров и талантливых специалистов. Как это влияет на повышение компетенций и производительности труда, а также на рост лояльности работающих по отношению к предприятию. По всем этим параметрам исследования доказывают несомненную пользу корпоративного волонтёрства», – считает директор центра научно-образовательной политики Южно-Российского института управления – филиала РАНХиГС Анастасия Скидан.
В какой-то момент большие российские и региональные компании оценили перспективность таких нематериальных выгод. Хотя, возможно, сработала своего рода генетическая память. Ведь многие ещё помнят роль градообразующих предприятий, их шефство по отношению к более слабым звеньям экономики и общества на отдельных территориях. Есть опыт, если коротко…
То есть активный процесс пошёл не сегодня. Случайно или нет, по срокам он совпал с окончательным закатом эры гламура. Возможно потому, что повзрослело поколение, которое в своё время и открыло эру неудержимого потребительства на развалинах СССР. А потом пришло понимание, что есть вечные ценности. Тем более у нас, в России, которая, как известно миру, всегда выбирает особый путь.
Кого поддерживает бизнес
«В общественной и корпоративной среде существует несколько основных видов волонтёрства – социальное, событийное, интеллектуальное и так называемый волонтёрский фандрайзинг. В любом случае даже внутри каждого вида лучше выбирать помощь для тех, кто в этом остро нуждается», – уверена финансовый аналитик Александра Лышова.
Почти половина проектов поддержки касается самых незащищённых – сирот, бездомных, инвалидов. Экологии и защите природы отдают предпочтение чуть больше трети предпринимателей. Менее четверти программ поддержки бизнес посвящает благоустройству территорий либо образованию.
На самом деле перечень направлений помощи гораздо шире. Их непросто охватить статистическими замерами. Особенно, когда речь идёт о пострадавших от стихии или другой экстремальной ситуации. Тут уж, как говорится, «вставай, страна огромная»…
Способность объединения и самоорганизации в сложный момент мы проявляли за последние годы не раз и не два. Достаточно вспомнить, как власть, предприниматели, общественные структуры и отдельные люди, причём, массово решили проблему беженцев в 2014 году. Как общими силами помогали в 2017-м погорельцам с Театрального спуска в Ростове-на-Дону. Как в первые месяцы пандемии в 2020 году резко выросла добровольческая инициатива по отношению к медикам и одиноким. Да и сейчас Ростовская область де-факто является опорой для людей, которые вынуждены покидать страдающий от бомбардировок соседний Донбасс.
В критической ситуации вся инфраструктура поддержки граждан – государственная, частная, общественная – оперативно аккумулирует свои силы и активности на решение сложных проблем. Это доказал наш опыт.
Но, всё же, хочется говорить не об экстриме, а о мирном приложении сил.
Польза и выгода
«Благотворительность, корпоративное волонтёрство – удел, в основном, крупных структур. Очень важно вовлечь представителей ИП, самозанятых, где зачастую трудится один человек, но готов помогать тем, кто в этом нуждается. С 2019 года юридически закреплено понятие социального предпринимателя. Среди них в Ростовской области, как показало наше исследование, 61,3% открыли своё дело для решения социальных проблем общества и только 25,8% – для решения личных вопросов», – рассказала руководитель Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства – оператора центров «Мой бизнес» Яна Куринова.
По закону к социальному предпринимательству относятся предприятия малого и среднего бизнеса, деятельность которых направлена на достижение общественно полезных целей, решение социальных проблем граждан и общества.
Чётко очерчена и сфера его занятий. К ним относятся дополнительное образование для детей, дошкольное и общее образование, ряд услуг в социальной сфере, выпуск определённой продукции. На это предприятие должно направлять не меньше половины своей чистой прибыли, либо такой же объем должен составлять доход от этой деятельности.
Также признаётся социальным предприятие, где не менее половины рабочих мест предназначено для инвалидов, многодетных либо одиноких родителей несовершеннолетних, для пенсионеров и предпенсионеров, беженцев и лиц без определённого места жительства, других незащищённых категорий населения.
Произведённая ими либо для них продукция, работы или услуги, которые продвигает и реализует предприниматель, – это тоже социальный бизнес.
Его государство поддерживает льготами и микрозаймами через сеть центров «Мой бизнес», а с 2021 года ещё и предоставляет гранты. Это открывает оперативный простор для всех тех, кто нацелен на благо общества в рамках своей предпринимательской деятельности.
Соцуслуги через госзаказ
По традиции мы воспринимаем соцуслуги как помощь самым обездоленным. Которые и так должны получать её через социальные службы и заинтересованные некоммерческие организации. Зачем здесь ещё и бизнес? И не будет ли это выглядеть как попытка государства переложить часть своих обязанностей на предпринимателей? Законодатели уверены, что нет.
В июле 2020 года был принят закон о государственном социальном заказе в сферах здравоохранения, соцзащиты, образования, занятости населения, физкультуры и спорта. Он предусматривает внедрение конкуренции при оказании соцуслуг за счёт государства и муниципальных образований.
То есть за право помочь, получая при этом бюджетные деньги, социальным предпринимателям надо побороться. Пока не всем. Закон, по сути, получился пилотным, поскольку касается части регионов России.
В первоначальный перечень субъектов РФ, на которые с середины 2020 года распространилось его действие, вошло 16 регионов. В конце марта этого года перечень обновили, расширив применение закона ещё в 4 субъектах РФ. Ростовской области среди них нет.
Но надо понимать, что процесс в стране уже пошёл. И надо готовиться.
Лучший для всех нас вариант, если побеждать в конкурентной борьбе будут самые неравнодушные, социально ответственные и, конечно, имеющие опыт. Потому что роль спасителя далеко не для всех. В ней нет места романтике и социальному героизму. Это полноценный ежедневный труд, помноженный на понимание, сострадание и готовность оперативно реагировать.