Примерное время чтения: 8 минут
373

Изменить судьбу ребёнка. Какой бизнес может помочь особенным детям?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. "АиФ-на-Дону" 27/04/2022
В каждом конкретном случае специалисты подбирают наиболее подходящие занятия.
В каждом конкретном случае специалисты подбирают наиболее подходящие занятия. / Яна Гриценкова / Из архива

Родителям детей с особенностями развития непросто: такой ребёнок требует много внимания, ухода, лечения, реабилитации. Вот с последним чаще всего бывают проблемы.

Донские муниципальные учреждения здравоохранения с потоком желающих пройти реабилитацию справиться не в состоянии. Поэтому на помощь приходят частные центры. Как такой социальный бизнес помогает в реабилитации и социализации детям, выяснял корреспондент «АиФ-Ростов».

Кто поможет малышу

Мама ребёнка с ОВЗ – человек обычно активно ищущий и не теряющий надежды: может быть появились новые лекарства? новые методы? новое оборудование?

У дочки жительницы Аксайского района Анастасии Пироговой ментальное отклонение.

«Все возможные методы реабилитации, которые доступны в Ростовской области, мы перепробовали. Я читала о более прогрессивных методах, но у нас их не нашла, считала, что в регионе их нет. Собралась в клинику в Краснодар, но это действительно сильно бьёт по кошельку. Приходится оплачивать не только занятия, сеансы терапии, но надо где-то жить всё это время, плюс дорога, плюс питание. Уже практически договорилась там, собралась брать небольшой кредит, но вот, к счастью, услышала про «Дети плюс». Сейчас ездим туда из дома несколько раз в неделю. Очень жалко, что столько времени потеряли – оно в нашем случае дорого, и плохо, что мало информации о таких частных центрах», – сетует она.

Чтобы исправить эту ошибку, мы пообщались с руководителем социального предприятия «Центр абилитации и развития «Дети-плюс» Яной Грицен­ковой.

Справка
Яна Владимировна Гриценкова – сертифицированный логопед высшей категории, нейрологопед, специалист по биоакустической коррекции и биологически-обратной связи, член Национальной ассоциации нейрореабилитологов, Гильдии логопедов и дефектологов, Национальной ассоциации экспертов по проблемам в области детского церебрального паралича и сопряжённых заболеваний.
– Яна Владимировна, расскажите, какие проблемы вы помогаете решать особым детям?

– Мы используем комплексный подход к нарушениям и их коррекции у детей: это и логопедическая, и коррекционная помощь. Мы хотим, чтобы ребёнок с любыми особенностями смог успешно социализироваться в детском саду, школе и обществе. И решения мы находим для проблем разной сложности, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Для этого у нас работают логопед, дефектолог, сенсорный терапевт, нейропсихолог, клинический психолог и другие специалисты. В каждом конкретном случае они подбирают наиболее подходящие игры, задания и условия занятий.

– Почему вообще вы решили создать такой центр?

– Основных причин две. Во-первых, у меня большой опыт работы в государственных учреждениях системы образования и здравоохранения. К тому же, я училась в российских образовательных учреждениях, ездила на обучение в европейские страны, есть опыт работы с детьми с особенностями развития на выездных курсах, куда меня приглашали различные благотворительные организации. Когда у меня появились достаточно большой опыт и багаж знаний, возникла потребность делиться этим опытом. И создать свою команду специалистов, которые понимают особенности развития детей с различными нарушениями: двигательными, психическими, интеллектуальными, речевыми.

Вторая причина создания центра – собственный опыт воспитания ребёнка с особенностями развития. Пройдя путь не только как специалист, но и как мать особенного ребёнка и понимая проблемы реабилитации с обеих сторон, мне хотелось делиться и помогать родителям, поддерживая и направляя их. Понимание того, что ты специалист, который работает с категорией особых детей, заставляет помнить, что от того, насколько я буду компетентна в своей работе, зависит судьба малыша в дальнейшем.

Полезные игры

– Запомнился ли вам особенно какой-то случай, когда центр помог ребёнку?

– Несколько месяцев назад к нам обратилась мать мальчика, который не мог заходить ни в одно учреждение: всё сводилось к истерикам – он бился головой об пол или стены, кусал себя и окружающих. Женщина пришла в очень подавленном состоянии, поскольку она не могла никуда ходить вместе с сыном – ни в магазин, ни в поликлинику. К сегодняшнему моменту он получил реабилитацию: мы работали с сенсорным терапевтом, нейропсихологом, подключили биоакустическую коррекцию, продумав систему и коррекционный маршрут. Работали с разными специалистами и логопедами, специалистами по подготовке. Сегодня мальчик готовится к школе, истерики у него прекратились. Он бывает требователен, но не без повода, научился ждать и перестал драться и кусаться, начал говорить. Мама спокойно теперь может ходить с ним в разные учреждения.

– Как долго особенному ребёнку приходится ходить к специалисту, чтобы решить возникшую проблему?

– Первое и самое важное – это адаптация. У каждого ребёнка есть индивидуальные, возрастные и психологические особенности: дети могут быть скованны, стеснительны, замкнуты, бояться незнакомых людей – всё это требует определённого времени на адаптацию, педагогу необходимо расположить ребёнка к занятиям и к себе. После этого идёт мотивация к учебному процессу. Если ребёнок хочет и готов заниматься, то коррекция идёт и быстрее, и успешнее. Часто, например, с речью, бывает ситуация, когда родители понимают малыша с полувзгляда, что приводит к тому, что у ребёнка нет необходимости в речи: его и так все понимают, зачем ещё напрягаться и заниматься? Кроме того, занятия должны быть регулярными. Некоторые из них проходят в форме игр, что также является обучением, получением знаний, умений и навыков, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому, если занятия не имеют систематичности, навыки и умения теряются, что делает походы к специалисту бессмысленными, либо результат будет очень медленный. Наконец, важно участие родителей: с ребёнком нужно заниматься дома, иначе работа даже самого опытного специалиста не даст резуль­татов.

– Почему в работе с детьми так важен игровой метод?

– Часто мамы соревнуются, кто из деток знает и умеет больше. Однако, к сожалению, детей с трудностями в школьном обучении меньше не становится, общее число одарённых среди школьников тоже не увеличивается. Дети, которые рано начали читать и имели значимые успехи в начальной школе, вдруг теряют интерес к учёбе, и резко снижается успеваемость. В большей степени это связано с тем, что дети перестают играть. Сегодня более привычная картина – это ребёнок с планшетом или смартфоном в руках. Игра – это самый первый и самый важный способ освоения опыта. Игра не является специфической человеческой активностью, все детёныши млекопитающих играют. Играя, учится охотиться, взаимодействовать, то есть осваивают социальные навыки, навыки выживания. В игре не стоит вопрос «Зачем мне это делать?», поскольку в ней всегда есть смысл, не нужна дополнительная мотивация и изощрённые способы стимулирования. Ведь играем мы всегда с удовольствием. Так как взрослый может стать участником детской игры. Главное здесь «не испортить» детский интерес и желание, а следовать за ребёнком, стать полноправным партнёром.

Как понимать ребёнка

– Как родителю говорить с ребёнком так, чтобы он понимал его?

– С детьми важно говорить на их языке, и они прекрасно поймут. Объяснять нужно наглядно и образно: ему мало услышать что-то для запоминания. Ребёнок должен увидеть, ощутить и воспринять информацию через органы чувств и эмоционально. Образ полезнее, чем долгие речи и слова не только для маленьких детей, но и для подросших. И, конечно, лучший способ донести нужные сведения – это игра.

– Помогает ли вам государство, поддерживает ли вашу работу?

– Пока мы не обращались за помощью к государству. Но сейчас планируем создать программу для подачи на грант, чтобы иметь возможность оказывать помощь родителям не за их счёт, а за счёт бюджета. Также в нашем центре проходят реабилитацию дети, которую оплачивают благотворительные фонды. Такой подход помогает семьям с особенными детьми существенно сэкономить свои деньги.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах