Родителям детей с особенностями развития непросто: такой ребёнок требует много внимания, ухода, лечения, реабилитации. Вот с последним чаще всего бывают проблемы.
Донские муниципальные учреждения здравоохранения с потоком желающих пройти реабилитацию справиться не в состоянии. Поэтому на помощь приходят частные центры. Как такой социальный бизнес помогает в реабилитации и социализации детям, выяснял корреспондент «АиФ-Ростов».
Кто поможет малышу
Мама ребёнка с ОВЗ – человек обычно активно ищущий и не теряющий надежды: может быть появились новые лекарства? новые методы? новое оборудование?
У дочки жительницы Аксайского района Анастасии Пироговой ментальное отклонение.
«Все возможные методы реабилитации, которые доступны в Ростовской области, мы перепробовали. Я читала о более прогрессивных методах, но у нас их не нашла, считала, что в регионе их нет. Собралась в клинику в Краснодар, но это действительно сильно бьёт по кошельку. Приходится оплачивать не только занятия, сеансы терапии, но надо где-то жить всё это время, плюс дорога, плюс питание. Уже практически договорилась там, собралась брать небольшой кредит, но вот, к счастью, услышала про «Дети плюс». Сейчас ездим туда из дома несколько раз в неделю. Очень жалко, что столько времени потеряли – оно в нашем случае дорого, и плохо, что мало информации о таких частных центрах», – сетует она.
Чтобы исправить эту ошибку, мы пообщались с руководителем социального предприятия «Центр абилитации и развития «Дети-плюс» Яной Гриценковой.
– Мы используем комплексный подход к нарушениям и их коррекции у детей: это и логопедическая, и коррекционная помощь. Мы хотим, чтобы ребёнок с любыми особенностями смог успешно социализироваться в детском саду, школе и обществе. И решения мы находим для проблем разной сложности, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Для этого у нас работают логопед, дефектолог, сенсорный терапевт, нейропсихолог, клинический психолог и другие специалисты. В каждом конкретном случае они подбирают наиболее подходящие игры, задания и условия занятий.
– Почему вообще вы решили создать такой центр?
– Основных причин две. Во-первых, у меня большой опыт работы в государственных учреждениях системы образования и здравоохранения. К тому же, я училась в российских образовательных учреждениях, ездила на обучение в европейские страны, есть опыт работы с детьми с особенностями развития на выездных курсах, куда меня приглашали различные благотворительные организации. Когда у меня появились достаточно большой опыт и багаж знаний, возникла потребность делиться этим опытом. И создать свою команду специалистов, которые понимают особенности развития детей с различными нарушениями: двигательными, психическими, интеллектуальными, речевыми.
Вторая причина создания центра – собственный опыт воспитания ребёнка с особенностями развития. Пройдя путь не только как специалист, но и как мать особенного ребёнка и понимая проблемы реабилитации с обеих сторон, мне хотелось делиться и помогать родителям, поддерживая и направляя их. Понимание того, что ты специалист, который работает с категорией особых детей, заставляет помнить, что от того, насколько я буду компетентна в своей работе, зависит судьба малыша в дальнейшем.
Полезные игры
– Запомнился ли вам особенно какой-то случай, когда центр помог ребёнку?
– Несколько месяцев назад к нам обратилась мать мальчика, который не мог заходить ни в одно учреждение: всё сводилось к истерикам – он бился головой об пол или стены, кусал себя и окружающих. Женщина пришла в очень подавленном состоянии, поскольку она не могла никуда ходить вместе с сыном – ни в магазин, ни в поликлинику. К сегодняшнему моменту он получил реабилитацию: мы работали с сенсорным терапевтом, нейропсихологом, подключили биоакустическую коррекцию, продумав систему и коррекционный маршрут. Работали с разными специалистами и логопедами, специалистами по подготовке. Сегодня мальчик готовится к школе, истерики у него прекратились. Он бывает требователен, но не без повода, научился ждать и перестал драться и кусаться, начал говорить. Мама спокойно теперь может ходить с ним в разные учреждения.
– Как долго особенному ребёнку приходится ходить к специалисту, чтобы решить возникшую проблему?
– Первое и самое важное – это адаптация. У каждого ребёнка есть индивидуальные, возрастные и психологические особенности: дети могут быть скованны, стеснительны, замкнуты, бояться незнакомых людей – всё это требует определённого времени на адаптацию, педагогу необходимо расположить ребёнка к занятиям и к себе. После этого идёт мотивация к учебному процессу. Если ребёнок хочет и готов заниматься, то коррекция идёт и быстрее, и успешнее. Часто, например, с речью, бывает ситуация, когда родители понимают малыша с полувзгляда, что приводит к тому, что у ребёнка нет необходимости в речи: его и так все понимают, зачем ещё напрягаться и заниматься? Кроме того, занятия должны быть регулярными. Некоторые из них проходят в форме игр, что также является обучением, получением знаний, умений и навыков, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому, если занятия не имеют систематичности, навыки и умения теряются, что делает походы к специалисту бессмысленными, либо результат будет очень медленный. Наконец, важно участие родителей: с ребёнком нужно заниматься дома, иначе работа даже самого опытного специалиста не даст результатов.
– Почему в работе с детьми так важен игровой метод?
– Часто мамы соревнуются, кто из деток знает и умеет больше. Однако, к сожалению, детей с трудностями в школьном обучении меньше не становится, общее число одарённых среди школьников тоже не увеличивается. Дети, которые рано начали читать и имели значимые успехи в начальной школе, вдруг теряют интерес к учёбе, и резко снижается успеваемость. В большей степени это связано с тем, что дети перестают играть. Сегодня более привычная картина – это ребёнок с планшетом или смартфоном в руках. Игра – это самый первый и самый важный способ освоения опыта. Игра не является специфической человеческой активностью, все детёныши млекопитающих играют. Играя, учится охотиться, взаимодействовать, то есть осваивают социальные навыки, навыки выживания. В игре не стоит вопрос «Зачем мне это делать?», поскольку в ней всегда есть смысл, не нужна дополнительная мотивация и изощрённые способы стимулирования. Ведь играем мы всегда с удовольствием. Так как взрослый может стать участником детской игры. Главное здесь «не испортить» детский интерес и желание, а следовать за ребёнком, стать полноправным партнёром.
Как понимать ребёнка
– Как родителю говорить с ребёнком так, чтобы он понимал его?
– С детьми важно говорить на их языке, и они прекрасно поймут. Объяснять нужно наглядно и образно: ему мало услышать что-то для запоминания. Ребёнок должен увидеть, ощутить и воспринять информацию через органы чувств и эмоционально. Образ полезнее, чем долгие речи и слова не только для маленьких детей, но и для подросших. И, конечно, лучший способ донести нужные сведения – это игра.
– Помогает ли вам государство, поддерживает ли вашу работу?
– Пока мы не обращались за помощью к государству. Но сейчас планируем создать программу для подачи на грант, чтобы иметь возможность оказывать помощь родителям не за их счёт, а за счёт бюджета. Также в нашем центре проходят реабилитацию дети, которую оплачивают благотворительные фонды. Такой подход помогает семьям с особенными детьми существенно сэкономить свои деньги.
Растим умное поколение. Дончанин создает интерактивные пособия для детсадов
Четыре сироты получили жильё на Дону после проверки прокуратуры
Не «акулы» бизнеса. Предприниматели, которые думают не только о прибыли