Ребёнок должен расти разносторонне развитым – это знает всякий родитель. Поэтому мы стараемся отдать детей во всевозможные кружки и секции – карате, танцев, рисования. Но занимаясь спортом и искусством, вполне можно раскрывать перед ребёнком мир местных традиций, в том числе спортивных и творческих. Всё это есть в нашей казачьей культуре.
В Ростовской области уже на протяжении нескольких лет Ассоциация шермиций обучает педагогов по своей программе, в которой есть всё – и история, и обряды, и боевые искусства, и прикладное творчество. Подробнее об этом «АиФ-Ростов» попросил рассказать председателя правления ассоциации Андрея Ярового и директора организации Александра Ряднова.
Шермиции и словесность
Народная казачья борьба в шароварах вместо карате в кимоно? Почему бы и нет, такая секция может быть при каждой школе. Проблема только в том, что тренеров соответствующих немного. Большая часть казачьих искусств со временем была забыта, как и другие исконно донские традиции.
Сегодня мы пытаемся «припасть к истокам», с трудом нащупывая нужное направление. В регионе, конечно, пытаются их включать в образование региональный компонент. В некоторых школах все ещё преподают «Доноведение», есть специализированные занятия. Но основная проблема в том, что у самих педагогов не хватает знаний об истории казачества, не говоря о практической части. Многие пользуются информацией из интернета, которая далеко не всегда соответствует исторической действительности. С методическими пособиями в этом плане в области не всё гладко, как считают специалисты.
В своё время у казачат проблем с этим не было: знания они получали гармонично в своей среде.
«Молодые казаки участвовали в учебных сборах, где их обучали воинскому мастерству. А подростки в процессе взросления постепенно разучивали этапы различных обрядов, присутствуя на них. Жизнь ведь и состояла из обрядов – крестины, свадьба, проводы в армию», – говорит Александр Ряднов.
Умения свои казаки демонстрировали на казачьих состязаниях – шермициях, которые в регионе проходят более десяти лет (о них подробно «АиФ на Дону» рассказывал в № 42 от 19 октября 2021 года). Сегодня, чтобы быть участником этих казачьих игр, необходимо сдать своеобразный экзамен на словесность, включающий в себя знания по истории родного края, своей станицы, обрядов и правил народных состязаний и игр.
Казачья «олимпиада»
Но вот знания подобные есть у единиц. Почему бы не давать их детям в качестве дополнительного образования? Свою программу «Казачьи традиционные игры и состязания – шермиции» предлагает Андрей Яровой, который не только руководит этими казачьими играми, но и имеет большой научный и преподавательский опыт (бывший школьный учитель, сегодня доктор философских наук, доцент Азово-Черноморского инженерного института в Зернограде).
«Для начала нужно обучить педагогов, чтобы они сами поняли и прочувствовали, чему будут учить детей. Учителя должны иметь представление о воинской традиционной культуре донских казаков, владеть этнопедагогическими принципами обучения. Тем, кто будет заниматься с детьми спортом, нужно уметь владеть шашкой, пикой, кинжалом, традиционной борьбой на ломка», – объясняет Андрей Яровой.
«Шермиции демонстрируют всё многообразие донской культуры – звучат казачьи песни, донцы участвуют в состязаниях, мастера предлагают предметы декоративного и шедевры кулинарного искусства, есть даже показы казачьей одежды. Предполагается, что в каждом из направлений выберут лучшего. Для этого со всей области и других регионов Всевеликого войска Донского (Ростовская, Волгоградская, Астраханская области и Калмыкия) должны съезжаться сборные. Это победители домашних игр – в каждом округе, районе. Примерно так происходит в футболе. Сейчас таких казачьих сборных на шермициях не так много, как хотелось бы, и именно потому, что традиционные знания утеряны. А дать их могут единицы», – рассказывает Ряднов.
Настоящее краеведение
Собственно, этому казачьих педагогов и учат. Как рассказывают энтузиасты, работают они с департаментом по делам казачества Ростовской области. Плюс сами выходят на отделы образования в районах региона. Как правило, там с удовольствием откликаются на такие предложения. Сейчас ведутся переговоры о внедрении подобных программ на Кубани. Представители Кубанского казачьего войска сами проявили интерес, так же в этом вопросе Ассоциация шермиций опирается на поддержку полпредства ЮФО.
Не так давно семинар прошёл в Семикаракорском районе для учителей шестнадцати местных казачьих школ. Приехали преподаватели разных специальностей – и историки, и физкультурники, каждый нашёл здесь что-то своё.
У педагогов теперь есть соответствующий сертификат о повышении квалификации. И они со знанием дела могут вести в своих школах кружки или факультативные занятия. И плюс, конечно, получили методические материалы, с которыми, как уже упоминалось, в регионе не так хорошо.
Преподаватели могут и сами дополнять свои занятия местным колоритом.
«В каждом городке, станице, хуторе есть свои исторические места. Берите детей, ведите их к старинному дому, к ерику, рассказывайте, кто здесь жил, кем он был. Пусть спросят у бабушек и дедушек об истории своей фамилии, своего рода. Вот это и есть настоящее краеведение – знать, кто был в роду, своих предков, в каком году и откуда они сюда приехали. Чтобы могли спеть песню, которую пела бабушка, знать, кто ты и откуда», – считает Александр Ряднов.