Примерное время чтения: 10 минут
250

Что такое казачий поп-арт? Когда ждать возрождения национальной идеи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. "Атф-на-Дону" 20/04/2022
Максим Ильинов в своих работах продвигает бережное отношение к миру.
Максим Ильинов в своих работах продвигает бережное отношение к миру. / Максим Ильинов / Из архива

Ростовский художник Максим Ильинов стал основателем стиля казачий поп-арт. О том, что это такое, в чём национальная идея и почему он решил запечатлеть Пушкина, Лаврова и Бурлакова, Максим Ильинов рассказал «АиФ-Ростов».

Как уйти от стереотипов?

– Максим, наши читатели интересуются, что такое казачий поп-арт и как он был придуман. Какой посыл несут работы?

– Сам я родом из казаков, юность прошла в городе Кропоткине и кубанских станицах. Когда стал ездить по стране, понял, что большая часть людей понятия не имеют о казачьей культуре. Продемонстрировать всю её красоту и самобытность я решил через казачий поп-арт. Его суть в том, чтобы через яркие картины передать душу и традиции нашего народа. Началось всё с серии о страстной неделе, родились картины, относящиеся к беспредметному искусству и символизму. Далее наша картина мира стала отображаться в искусстве: отношение к семье, воинской культуре, рыбам и птицам. Я старался увести зрителей от стереотипов, что казаки – это люди со странными усами, которые пьют самогон. Ведь наша культура гораздо богаче и шире: начиная от национальной культуры и кухни и заканчивая национальными играми и виноделием, архитектурой, бытом, орнаментом. Всё это я стараюсь отображать в своих работах. И мои зрители в итоге иначе воспринимают и казачью культуру, и свою собственную. По сути, казачий поп-арт – это красивый энтостиль, который знакомит с казаками. Один из главных посылов – это осознание того, что народ – не только живущие сейчас люди, но и предки, потомки, домашние и дикие животные, вода и небо, бескрайние степи и поля. После знакомства с казачьим поп-артом люди начинают бережнее относиться к той земле, на которой живут, перестают мусорить, следят за порядком в доме и своём районе. Ведь мы можем либо создать красоту вокруг себя, либо оставить грязь и хаос.

В чём национальная идея?

– Как вы думаете, какое влияние искусство оказывает на нынешнее подрастающее поко­ление?

– Человек во время своего роста начинает познавать палитру мира и общаться с другими людьми. Здесь важно и визуальное творчество. Недавно встречался с бизнесменами и рассказал, если художники замолчат, вы все будете голыми. Всё – от архитектуры, банкнот и кроссовок сделали художники или дизайнеры. Художник может и раскрасить жизнь, и уничтожить её, так было, например, с нацистскими символами. То есть, если художники будут следовать за злой волей, они могут навредить. А добрая воля, когда они сопричастны с божественным, с творцом, радостны и переносят это в символы и творчество. Важно воспитать не просто творцов, но и высоко­нравственных людей. Современное казачье искусство, кстати, не замкнуто в себе: оно бесконечно ведёт диалог с творческой элитой и богемой в различных сферах. Я считаю, что важно делать то, что вечно, а не то, что можно продать. Иными словами, настоящий творец измеряется не категориями маркетинга, а категориями вечности, тем, что осталось после него.

– В чём, по-вашему, наша национальная идея?

– Моё глубокое убеждение, что наша национальная идея звучит так: «Что мы можем дать миру, а не взять у него?» Мы последнее время потребляем мегатонны ненужных вещей, но стали мало давать: все эти «золотые тельцы» в виде машин в кредит, дорогих смартфонов, курортов… Такой подход сказался и на культуре, и на промышленности. Человек стал жить одним днём, а не мерить всё категориями смыслов. А ведь именно так была образована наша страна, её создали сверхличности, титаны, которые мерили жизнь категорией воли. Сейчас мы должны вырваться из «змеиной кожи» и показать всему миру то, от чего отвернулись – национальную культуру, раскрыть народы, их потенциал. Нужно, чтобы люди поняли, что попытки строить духовные сущности на капитале ведут к смерти. У нас есть человеческий потенциал: они где-то ходят, новые Разумовские и Ломоносовы, по хуторам, деревням и станицам. У нас лучезарный сильный народ с миллиардом предков и потомков. Также каждый – от дворника до инженера-атомщика – должен ответственно относиться к миру, в котором живёт. Мы вернёмся в плоскость национального мышления и понесём настоящие духовные ценности и традиции в затухающий западный мир. В этом и есть миссия нации.

– В чём особенность казаков, их традиций? Можно ли им стать или только родиться?

– Казаки точно такой же народ, как и остальные, со своей картиной мира, самосознанием, внутренним законом, верой, традициями и культурой. Конечно, XX век повредил многим народам, и казаки не стали исключением. Люди теряли идентичность. Но сейчас казаки активно восстанавливают самосознание не только в духовном плане, но и в материальном наследии, сказках, эпосах и так далее. Есть и бытовые традиции, например, небольшие иконостасы в домах. Считаю, что традиции и современность никак не вредят друг другу.

Моё глубокое убеждение, что наша национальная идея звучит так: «Что мы можем дать миру, а не взять у него?»
Моё глубокое убеждение, что наша национальная идея звучит так: «Что мы можем дать миру, а не взять у него?» Фото: Из архива/ Максим Ильинов

Казаком нельзя стать – надо им родиться. Есть, конечно, госслужба, которая позволяет сделать это на время, но это лишь одна из граней казачества.

У казаков есть существенная особенность – почти нулевая иммиграция. Мы любим свою страну.

Причём тут Путин?

– Как пришла идея нарисовать Пушкина?

– Пушкин, как говорят, наше всё. Казачий поп-арт не мог его обойти. Работой хотелось напомнить о литературном наследии – казачьем и русском, а также о давних традициях виноделия. Ведь Пушкин описывал и цимлянское вино, строчки о нём есть в «Евгении Онегине»: «между жарким и блан-манже цимлянское несут уже». На моём полотне Пушкин говорит любо казакам.

Кстати, сейчас виноделие у нас имеет второе дыхание. Этот аспект переплетён с казачьей культурой, обычаями, застольем.

– Расскажите об истории создания портретов министра иностранных дел Сергея Лаврова и депутата Сергея Бурлакова.

– Портрет – это соприкосновение личности художника с душой того, кого он изображает. Художник смотрит не только на внешнее, он пытается через глаза и образ понять духовность личности, её стержень. Ещё в 2007 году после знаменитой мюнхенской речи Владимира Путина мы почувствовали, что восточный мир придёт на смену западному. Великое возрождение будет проходить через людей, вершителей. Так родилась серия «Восточный гамбит» с белой и чёрной досками. На белой были царь небесный – Христос и царь земной – Владимир Путин в шапке Мономаха, а 14 остальных шахматных фигур – личности, которые произвели на меня большое впечатление: Муаммар Каддафи, Фидель Кастро, Виталий Чуркин, Сергей Лавров, Сергей Шойгу, Иосиф Кобзон и другие.

С Сергеем Бурлаковым мы знакомы, периодически встречаемся. Меня вдохновляет, что человек без рук стал чемпионом мира в нескольких видах спорта, от марафонов по плаванию до карате. Лавров восхищает тем, что постоянно решает, как действовать, когда вокруг сложные обстоятельства, непреодолимые. Где найти стержень, дух и опору, чтобы перевернуть мир? Я учусь у этих людей, смотрю, как они живут и действуют. Мы же на примерах растим будущие поколения, значит и примеры должны быть достойными. Портрет Лаврова мы вместе с Бурлаковым собираемся вручить ему лично.

– Что вдохновляет на создание ваших работ?

– Радостное отношение к миру. Нужно не пускать в свою жизнь уныние. Мир создан для радости. В моей мастерской кого только ни было – инвалиды, активисты проекта «Ростов без наркотиков», онкологические больные, дети-сироты, бедные семьи. Ты видишь, что можешь помочь человеку нести свой крест. И ему станет легче, он улыбнётся. Ведь, как просто обругать и найти бревно в глазу, а протянуть руку помощи зачастую сложно… Но людей, которые так могут, становится всё больше. Нам необходимо обнять друг друга и уделить внимание тем, кто находится рядом – случайно заходит в мастерскую или едет в автобусе. Это и вдохновляет на творчество. Как Боженька каждую секунду пребывает с нами, так и художник не может быть равнодушным никогда.

Досье

Максим Ильинов родился 29 декабря 1982 г. Окончил РХУ им. М. Б. Грекова (дизайн среды), ЮФУ по специальности «живописец», курсы Донской духовной семинарии.
В качестве автора-оформителя сотрудничал с фестивалями «Шолоховская весна», «Шермиции», дизайнер-исполнитель этнокомплекса «Кумжа».
Художник, музыкант, поэт, член совета при Президенте РФ по делам казачества.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах