«Иногда нужно расслабиться и не думать о делах» – в этом уверены многие из нас. Но самым везучим удаётся сделать хобби своим бизнесом, да ещё и социально ориентированным. Как это сделал, например, скульптор-предприниматель из Азова.
О монетизации прикладного искусства, второй жизни спиленных деревьев и городе, который стал художественной галереей, корреспондент «АиФ-Ростов» поговорила с мастером народного прикладного творчества Олегом Якубовичем.
Всё началось с картошки
В донских пабликах то и дело мелькают затейливые и необычные фигурки из дерева, которые в последний год стали украшать Азов: медведь, лев, волк, а потом человек с собакой и даже сам Пётр Великий. Автор этих шедевров – местный скульптор и предприниматель Олег Якубович. Сейчас плоды его творчества можно встретить, наверно, в каждом районе города. Фигуры из дерева украшают все парки Азова, стоят практически в каждом дворе.
Но этому триумфу, как случается нередко, предшествовал непростой путь. Долгое время азовчанин не мог найти применения для своих скульптур. Сотрудничать с ним никто не хотел, все относились к дереву скептически. Но постепенно мастеру удалось убедить людей в обратном
«Страсть к вырезанию из дерева со мной с самых малых лет, – рассказывает Олег. – Во времена моего детства, а это 80-е годы прошлого века, мастера предпочитали работать с металлом, но и поделки из дерева были в чести».
Однако создавать деревянные фигурки непросто, мастерство своё юные прикладники оттачивали на кусочках мыла. А вот чтобы суметь вывести круглую форму, брали картошку и начинали её чистить. Это такой вид тренировки.
«Мне кажется, все мои ровесники – мастера по чистке картофеля, все мы проходили через это в детстве. Потому что родители в те времена именно так наказывали. Провинился – мама отправляет чистить картошку. И это пошло мне на пользу, как видите», – смеётся Якубович.
Олег – не коренной азовчанин, в Ростовскую область вместе с женой, она тоже художник-прикладник, он переехал из Казахстана четыре года назад по программе переселения. На родине пара работала в отделе культуры, мастерами народного прикладного творчества. А когда в стране отделы культуры расформировали, все культработники начали открывать ИП. И семья Якубовичей не стала исключением.
«У нас был свой частный сувенирный магазинчик. Мы в нём реализовывали свою продукцию, также работали с администрацией, благоустраивали территорию города», – рассказывает мастер.
Жили супруги в Зыряновске, это небольшой город, немного напоминает Азов. До сих пор на его улицах можно встретить множество работ Олега. Сотрудничал он и с республиканскими ландшафтными музеями. В одном из них, как с гордостью вспоминает скульптор, мастера создали знаменитый Шелковый путь в миниатюре. На шедевре имеются и Казахстан, и Китай, и Индия. Олегу Якубовичу доверили часть работы, посвящённую китайской тематике: он изготовил воинов, драконов, гигантскую черепаху.
Вторая жизнь дерева
Вернувшись на историческую родину, семья решила продолжить своё дело. Поселившись в Азове, Якубович открыли ИП, но первые несколько лет семейному подряду пришлось нелегко. Прикладное искусство всем нравилось, но особых доходов не приносило.
«Я печатал буклеты, ходил в администрацию, предлагал украсить город хотя бы одной эксклюзивной деревянной скульптурой. Ведь это же явно заинтересует и жителей, и гостей города, повысит туристическую привлекательность. Но никого, видимо, впечатлить мне не удалось. Вот камень или металл – да, пожалуйста, а к дереву все относились скептически», – вспоминает азовчанин.
Но вмешалась рука судьбы, и Олег познакомился с молодыми ребятами. Когда разговорились, выяснилось, что один из них руководит управляющей компанией. Мастер предложил ему: давай сделаем скульптуру во дворе одного из домов, где как раз спилили дерево и его сиротливый остов взоры жильцов никак не радовал. Руководитель согласился. Решено было сделать что-то простое, чтобы посмотреть на реакцию людей. Остановились на деревянном медвежонке. Олег рассказывает, что боялись вандализма. Однако жильцам очень понравилась его работа. Медведя охраняли всем двором, сторожили даже ночью. После этого к мастеру обратились другие управляющие компании, а потом и администрация Азова предложила сотрудничество.
«Администрация обращается, когда на дворовой территории спиливают аварийное дерево. Я делаю парковую скульптуру прямо на корню. Она простоит там от шести до 20 лет. И смотрится хорошо, и выгодно», – рассказывает Якубович.
Моя галерея – город
На первые работы Олега, а это были деревянные животные, азовчане отреагировали с восторгом.
Насколько ценят творчество Якубовича в Азове, можно понять по тому, что все работы целы. А ведь после появления первых скульптур все заинтересованные переживали, что деревянные фигурки могут сломать хулиганы. Но за всё время ни одна работа мастера не пострадала.
Деревянные скульптуры азовского мастера Олега Якубовича
Деревянные скульптуры азовского мастера Олега Якубовича
– Людям такие вещи нравятся, особенно, конечно, детворе. И это очень мотивирует, наверное, если бы не эта искренняя радость, я бы давно перестал заниматься деревянными скульптурами.
– А чем бы занимались?
– Вообще я по образованию механизатор сельского хозяйства, правда, ни дня не работал (смеётся).
Пока же фермерские хозяйства донского края на Олега могут даже не рассчитывать, работы у мастера всё больше. После первого успеха появились и заказчики, каждое спиленное дерево в Азове в умелых руках Якубовича может превратиться в произведение искусства. Мастер отмечает, что конкретных предпочтений у горожан нет, просят фигуры разные, начиная от исторических персонажей и заканчивая животными. А в последнее время всё чаще предлагают художнику создать что-нибудь на свой вкус.
Но встречаются и такие заказчики, которые продумывают скульптуру до мелочей. И это тот случай, когда желания никак не совпадают с возможностями. Например, приходится объяснять человеку, что если дерево стоит на корне, то предугадать, какими получатся некоторые детали, невозможно. В таком искусстве всё зависит от структуры дерева.
Есть и необычные заказы. В прошлом году Олег Якубович поразил горожан статуей Петра I, которую установили рядом с казаком, сидящим на бочке.
«А однажды меня попросили поработать с двумя сухими тополями, и я по фотографии сделал скульптуры, изображающие дедушку и бабушку заказчика прямо в человеческий рост. Например, дедушка 190 см ростом был», – говорит мастер.
Недавно Олег вырезал из дерева гигантского волка из «Ну, погоди!». Он тоже около 190 сантиметров в высоту, держит в лапах гитару, а рядом с ним метровый заяц из этого же знаменитого мультфильма. Фигурки скоро установят на одной из детских площадок Азова. Сейчас мужчина работает над скульптурой Иосифа Сталина – это тоже частный заказ.
В среднем одну фигурку, к примеру, обыкновенного метрового медвежонка, мастер сможет вырезать достаточно быстро – в течение двух часов, сказывается двадцатилетний опыт.
«Это не просто профессия или работа, это мой образ жизни, хобби, которое кормит семью, – говорит Олег Якубович. – Моя галерея – это территория города. И в ней сейчас представлены все мои работы».