Примерное время чтения: 9 минут
650

Жили-были сказки. Как русское народное творчество лечит и учит

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. "АиФ на Дону" 16/11/2021
Сказочные персонажи учат ребят делать чудеса своими руками.
Сказочные персонажи учат ребят делать чудеса своими руками. / Виктория Дуленко / Из личного архива

Наверное, не найдётся ни одного человека в мире вне зависимости от национальности, которому бы в детстве не рассказывали на ночь сказки. Этот жанр русского народного творчества знаком каждому жителю Дона. Многие даже повзрослев не перестают читать русские сказки. А некоторые и сочинять. Потому что обладают они особой волшебной силой: учат жизни и лечат человеческие души.

Познакомиться поближе с полюбившимися персонажами народных сказок, сочинить самому волшебную историю сегодня помогают в ростовском культурно-просветительском центре «Русская сказка».

Музей и дети

Уже не в первый раз приходиться удивляться, как на все 360 градусов меняются людские судьбы! Это сегодня Виктория Дуленко – директор АНО «Культурно-просветительский центр «Русская сказка», а несколько лет назад она учила физике и математике школьников, студентов; работала программистом в одном НИИ радиосвязи, а чуть позже – в технической службе одного из крупных операторов сотовой связи. И вдруг – сказки!

«В 2010 году у меня появилась идея, как было бы здорово, если бы в Ростове-на-Дону появился интерактивный музей сказки. И тогда я написала письмо губернатору Ростовской области Василию Голубеву. Но никто не заинтересовался моей идеей, – рассказывает Виктория Дуленко. – Поэтому, узнав о существовании конкурсов для некоммерческих организаций, решила в конце 2011 года зарегистрировать АНО «Культурно-просветительский центр «Русская сказка». И если сначала все меня спрашивали, зачем это, кому нужны эти сказки, то сегодня интерес к русской культуре, русским народным сказкам повысился. К счастью, за это время появились единомышленники, с ними мы прошли нелёгкий путь от наших маленьких просветительских акций до долгосрочных культурно-просветительских проектов, поддерживаемых Фондом президентских грантов».

10 сентября 2020 года, благодаря культурно-просветительскому проекту «Театр + музей» и поддержке его Фондом президентских грантов, был открыт театрально-музейный центр «Жили-были сказки…». Сегодня здесь музей сказочных чудес и музейный театр «Ко-ло-коль-чик».

В самом музее – более 300 экспонатов. В первом разделе – изделия художественных народных промыслов, предметы быта и копии деревянных детских игрушек Российского этнографического музея Санкт-Петербурга, которыми играли дети в XVII–XIX веках. Во втором – репродукции картин русских художников Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Татьяны Мавриной, изобразивших персонажи известных русских народных сказок. И в третьем – театральные куклы учебного студенческого театра «Золотой ключик», которым уже 27 лет руководит преподаватель Донского педагогического колледжа Людмила Васильевна Иванцова. Она и передала музею часть театральных кукол из своей коллекции.

«Есть у нас и своя Василиса Премудрая. В образе этого любимого детьми сказочного персонажа проводит экскурсии и музейные занятия культуролог, историк, музейный педагог, а в прошлом старший научный сотрудник Волгодонского художественного музея Галина Александровна Лезина. Она единственная, кто десять лет назад откликнулся на моё письмо о создании интерактивного музея сказок. Теперь она методист центра и координатор всех проектов», – говорит Виктория Дуленко.

Никто не уходит из театрально-музейного центра «Жили-были сказки…» с пустыми руками, в конце занятия детвора обязательно проверит свои творческие способности в одном из ремёсел: слепит из глины, распишет посуду или сплетёт что-то из лыка.

Сказкотерапия

С незапамятных времён на Руси сказки писали для того, чтобы в доступной форме научить детей не только с любовью относиться к родителям и животным, но и дружить, беречь природу, хранить верность своим убеждениям, совершать добрые смелые поступки.

– Когда читаешь сказку, ты разбираешься в себе, – улыбаясь, говорит Виктория Дуленко. – Потому что в сказке в разных жизненных ситуациях человек может найти те советы предков, которые ему нужны именно сейчас.

– А если в реальной жизни кто-то, шутя, обзывает Бабой-ягой, то это не обидно?

– Нет, конечно! Это ещё нужно заслужить (смеётся). В современной трактовке я бы её назвала аналитиком, ведь её роль – ведуньи, т.е. ведающей, знающей. А назовите мне хотя бы одну сказку, где Баба-яга кого-нибудь съела? Да, она пугает, проверяет на прочность, но, если ты храбр, честен и у тебя благородная цель, то Баба-яга всегда тебе поможет да ещё и волшебных помощников подарит.

– Каждую сказку нужно читать в определённом возрасте?

– Да. Волшебные сказки не понятны двухлетнему ребёнку. А вот возраст пять-шесть лет – это как раз самое лучшее время для такой сказки. В этом возрасте как раз начинается процесс не только познания мира, но и отожествления с героем сказки: пройти испытания, пережить страхи и стать победителем.

Как самостоятельное направление в практической психологии сказкотерапия возникла не так давно и сразу же приобрела большую популярность. Официальной датой основания института сказкотерапии в России в Санкт-Петербурге считается 1997 год. Ввела этот термин доктор психологических наук, автор метода «Комплексная сказкотерапия», директор Международного института сказкотерапии Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Она считает, что сказка, как кристалл, который каждому в определённой ситуации поворачивается своей гранью. Сказкотерапию как метод используют не только детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами в развитии, исправительные учреждения (для подростков с девиантным поведением), высшие учебные заведения.

Но сегодня, дав ребёнку в руки книгу со сказками, можно получить обратный эффект. Иллюстрации стали очень пугающими. До 1980 года детская книга обязательно проходила экспертную оценку в художественном совете, в который обязательно входили детские психологи. А сейчас везде – маркетологи, для которых главное не только привлечь внимание к продукции или товару любой ценой, но и постоянно развивать культуру потребления. Кроме того, тексты русских народных сказок сейчас стали переделывать. Ведь чем хороша русская народная сказка? Своей мелодикой – стилем изложения. Вспомните потешки – это жанр устного народного творчества, предназначенный для развития маленьких детей, они не только развлекают, но и развивают малыша. Они учит понимать человеческую речь и соотносить слова и действия. 

Когда малыша убаюкивали, будили, умывали, одевали, ему проговаривали или пели такие потешки. Попробуйте, проговорите их, и у вас появится такое ощущение, что кто-то гладит по голове.

– А кто сегодня пишет современные сказки?

– Сказки сегодня пишут многие, пишут психологи под определённую проблему, например, для детей, которые боятся темноты. Есть много современных авторов, но надо следить за содержанием. Я предпочитаю работать с народными сказками, авторскими сказками, которые мы знаем с детства – Александра Пушкина, Корнея Чуковского, Самуила Маршака. Разве не прекрасны сказки Владимира Сутеева «Кто сказал мяу», «Три котёнка», «Под грибом»?

В нашем центре тоже пишут сказки. Уже седьмой год проходит детский конкурс «Знаток мудрости сказок». Сегодня написано около 400 детских прекрасных авторских сказок.

Недавно мы затеяли новый проект – «Сказки народов Дона». Предстоит сделать немало. Но самое главное то, что в репертуаре нашего музейного театра появятся новые спектакли по национальным сказкам, мы напишем по ним сценарии, поставим спектакли и покажем воспитанникам детских садов и учащимся школ.

Котёнок по имени Леопольдик

Жил-был котёнок по породе британской. Звали его Леопольдик. Он был очень хороший, добрый, вообще никогда не царапался и всех любил. Больше всего он любил играть.

У Леопольдика был дом. Самый светлый, цвета солнца. И была мисочка, в которой сам собой появлялся корм. И корзинка, в которой подстилка сама появлялась и исчезала. Если подходит котёнок – подстилка появлялась, если уходит – исчезала, чтобы её не убрали, и удобно было, тепло спать там.

«Как же сделать, чтобы все знали, что я добрый и дружный?» – думал Леопольдик.

Однажды он пошёл гулять и что-то нашёл.

«Так, что это такое?» – удивился котёнок Леопольдик.

Понюхал. «Не пахнет? Так это же улыбка! Я возьму её себе! Она похожа на солнечный зайчик!»

Несёт котёнок улыбку, и ему все вокруг улыбаются.

Все теперь знают, что он добрый. Здорово же так жить!

Авторская сказка Ани Цыбан, 4 года

Кстати

Слово «сказка» известно с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень» – от слова «бать», рассказывать. Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые «сказки сказывают небывалые». А вот учёные предполагают, что этот термин употреблялся ещё раньше. Сказка – это вымысел, произведение народной фантазии – складное, яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах