Примерное время чтения: 7 минут
216

Метавселенная классиков. Станет ли Ростов читающей столицей России?

По итогам прошлого года Ростов занял пятое место в списке самых читающих городов России. А среди наиболее пишущих городов страны донская столица на шестой строчке.

Что любят читать ростовчане? Нужно ли приучать молодёжь к бумажной книге и что влияет на предпочтения аудитории? Об этом Rostov.aif.ru рассказал главный редактор направления нон-фикшн, прозы и учебной литературы книжного издательства «Феникс» Алексей Боровиков.

Читает и молодёжь

Rostov.aif.ru: – Алексей Аркадьевич, продолжают ли в наступившем году ростовчане и россияне читать бумажные книги?

Алексей Боровиков: – Я постоянно сталкиваюсь со стереотипом: дескать, книги и чтение как навык теряют актуальность, а издательства, мол, су­ще­ству­ют по инерции. Да, длинные тексты уступают место «короткому» чтению. Но это не отменяет книг – прос­то делает сами тексты и их оформление другими. Развитие коммерческого книгоиздания эксперты связывают с читателями в возрасте до 25 лет, что тоже развеивает стереотип «книги не читают».

Фото: Из личного архивa/ Алексей Боровиков

– То есть молодёжь читает бумажные книги?

– Читает! Как раз в тех сегментах, где есть прирост, доминируют именно читатели до 25 лет, старшеклассники. Мы поэтому создали отдельное издательство – там не только повести о взрослении и обретении себя, но есть и нон-фикшн. Молодые покупают не только мангу и комиксы. Они берут и жанровую прозу, и более сложные романы, и классику.

– За счёт чего Ростов вообще остаётся одним из самых читающих городов страны?

– Думаю, что один из факторов – эффект мощной университетской традиции в сочетании с предпринимательским духом города. Благодаря этому культурному фону и тому, что здесь встретились в своё время (на заре становления коммерческого книгоиздания в новой России) десятки неповторимых книжных личностей – мы стали по-настоя­щему волшебным местом. Из топ-20 издательств в рейтингах маркетплейсов минимум три – из Ростовской области.

Маленькие радости вместо больших

– Меняются ли в целом предпочтения людей в книгах? На обывательский взгляд кажется, что популярная психология вытесняет художественную литературу.

– После 2020–2022 годов, скорее, наоборот: стало принято говорить о том, что нон-фикшн (нехудожественная литература – прим. ред.) с его идеей доказательного саморазвития отошёл несколько на второй план. Будущее не внушает уверенности. Известно, что зумеры – поколение, родившееся с середины 1990-х до 2010 года, – выбирают маленькие радости вместо больших. Сама идея инвестиций и работы над собой сейчас уже не формирует книжный спрос. Мы на пике волны интереса к жанровой прозе, построенной вокруг герметичных миров, живущих по своим правилам.

Ядро большинства бестселлеров – романтический конфликт, отношения. Сами декорации интересуют читателей не в смысле достоверности, а как тот мир, в котором мы сами никогда не окажемся. Это могут быть истории из книжного магазинчика где-нибудь в Японии. Или дарк-романс про мафию. Это помешательство: таких продаж, как у «Нарисованных шрамов» Невы Алтай, мы давно не видели. Там не про мафию, а про отношения, эротическая драматургия, разница в возрасте, противоположности притягиваются и т. п. сюжетные тропы. Однако я верю, что в среднесрочной перспективе психология снова вернётся в фокус внимания читателей – ведь те же зумеры чуть ли не со школьных лет рефлексируют о кризисе дружбы, о личных границах, о выгорании. У нас, к примеру, знаковые новинки в прикладной психологии – «Балансируя на грани», «Пожар на работе» – как раз про равновесие между личным счастьем и успехом в большом мире.

– Какие произведения, например, классические, популярны десятилетиями?

– И в книжном магазине, и в библиотеке классика занимает всегда наибольшее пространство. Но сейчас появилась отдельная полка для классики в новых прочтениях, адаптациях. Например, графические романы (визуальные адаптации в комиксовой традиции с минимумом текста) по Толстому и Достоевскому. Знаю, что кто-то из педагогов их уже использует на уроках. А есть те, кто нещадно ругает в отзывах. Но благодаря графическим романам «Война и мир», «Преступление и наказание», русская литература превращается из унылой обязаловки в метавселенную. Причём знакомство с оригинальными текстами становится атрибутом посвящённых.

Это актуально и для зарубежной классики ХХ века. Пример – книги Говарда Лавкрафта. Лет 10 назад казалось, что все его повести уже прочтены, куплены, пылятся в коллекциях, а Ктулху остался персонажем интернет-фольклора. Но когда эти тексты издали с мистическими иллюстрациями, комментариями переводчиков, нашли произведения учителей и учеников – получился проект «Хроники Некрономикона», каждую новинку которого ждут, как очередной вы­пус­к сериала.

Диджитал заменит бумагу

– Год назад, на фоне выхода новой экранизации, люди повально начали скупать «Мастера и Маргариту». Как ещё кинематограф влияет на предпочтения читателя?

– Мы увидели ошеломительный прирост просмотров цифровой версии нашего графического романа по «Преступлению и наказанию» осенью, когда вышел сериал. При этом в продажах бумажного издания реакция куда более спокойная, эффекта от сериала практически не ощутили.

– Вытеснят ли «читалки» и Интернет бумажные книги? Что может бумага противопоставить этому?

– Вообще 2024 год получился для нас в электронных изданиях успешнее, чем предыдущий. В основном, это текстовые книги взрослого направления. В цифре нет такого преобладания женской аудитории – примерно поровну. Но всё-таки диджитал не станет заменой бумаге: это разные типы потребления. Интернет – это формат быстрого чтения. Бумажная же книга – не только информация. Это ещё и предмет, который можно подарить, понюхать страницы, отложив смартфон. Эмоция от чтения неразрывно связана с конкретным моментом времени, скорей всего, наедине с собой, с сокровенным кругом людей. Это для «усталого поколения» критически важно.

Атрибут идентичности обязан быть осязаем – его надо пощупать руками. А в детском сегменте ещё труднее найти заменитель для книги. Иллюстрированные издания для самых маленьких – это время, которое родители проводят с ребёнком. Здесь тоже вопрос идентичности, уже семейной: домашняя библиотека как часть детских впечатлений, как кадры из семейного фотоальбома. Ещё значительная часть изданий, продающихся на маркетплейсах сегодня, – прикладные пособия-тренажёры, в которых ребёнок пишет, рисует, выполняет задания для подготовки к школе, учится писать, считать. Например, навык письма: во взрослом возрасте мы почти не пишем от руки, но это элемент интеллектуального развития. Кроме того, свою прочную нишу занимают профессиональные книги (IT, медицина) в бумажном виде. В этом году мы выпустим атлас по анатомии, в котором будет цифровое приложение. Как показывают опросы, на основе которых мы строим свои планы, от бумаги в этом сегменте никто отказываться не планирует.

– Каких событий или мест в Ростове не хватает для популяризации литературы, поэзии?

– Не хватает большой ростовской книжной выставки. С конкурсами для авторов, иллюстраторов, с мастер-классами для экспертов, интерактивом для читателей, экспертной площадкой для педагогов и студентов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах