Примерное время чтения: 7 минут
156

Как раскрыть талант ребёнка. На Дону подвели итоги регионального проекта

В региональном проекте участвовали 936 одарённых детей.
В региональном проекте участвовали 936 одарённых детей. / Наталья Штурбина / Из личного архива

В медиацентре «АиФ на Дону» оценили работу проекта «Создание проектных сообществ детей Дона для развития их скрытой одарённости», который стал победителем конкурса грантов губернатора Ростовской области на развитие гражданского общества в 2023 году. Приглашённые эксперты признали значимость такой работы и прокомментировали уже созданные проекты детей.

Выявить потенциал

Каждый третий ребёнок обладает одарённостью, но только 5% из них могут полностью реализовать свой потенциал.

«Существуют различные меры господдержки, но для эффективной работы не хватает дополнительной связки – сообщества, - объяснила ректор и  руководитель проекта АНО дополнительного профессионального образования «Академия развития глобального мышления - НПД» Наталья Штурбина. - Одарённых детей нужно сопровождать и мотивировать, чтобы их талант раскрылся. Ведь одна из корневых причин проблем – социальная изоляция таких детей, они ощущают себя белой вороной. Это порождает тревожность, из-за чего падает учебная успеваемость».

В свою очередь проектная деятельность позволяет собрать сообщество заинтересованных людей, что в итоге на 20% повышает познавательную мотивацию, а на 11% снижает тревожность.

В региональном проекте участвовали школы из 14 муниципалитетов Ростовской области – всего в работу включились 936 одарённых детей.

Использовалась платформа с личными кабинетами и пошаговыми инструкциями. Ребята последовательно шли по пяти базовым форматам. В формате #ЛОКАТОР они искали внешние и внутренние ресурсы и возможности. На втором марш-броске по формату #АЙСБЕРГ определялись корневые причины проблем, важно, чтобы гипотеза работала на корневую причину, а на третьем (#ДИВЕРГЕНТ) был поиск нескольких решений задачи. Четвёртый марш-бросок по формату #ШТУРМАН позволял сформировать самостоятельность и ответственность. Пятый марш-бросок был посвящён выездам и фокус-группам и был нацелен на формирование сообщества.

«Детям нужна структуризация, их нужно вести, чтобы они понимали, откуда брать идеи и что делать, - объяснила руководитель проекта. – Мы использовали и взаимооценку: каждый писал эссе по своей работе, и когда другой участник оценивал проект, это позволяло больше продвигаться в задаче. Нам очень помогли кураторы проекта – директора школ и их заместители. Радует, что есть неравнодушные люди, которые делают такую работу».

Дети защищали проекты в медиацентре АиФ.
Дети защищали проекты в медиацентре АиФ. Фото: Из личного архива/ Наталья Штурбина

Идеи неравнодушных

Проект позволил детям, находящимся в разных школах и муниципалитетах Ростовской области, под руководством кураторов и экспертов вместе делать один общий проект, причём самим выбрать тему, которая им интересна. Несколько таких работ представили на круглом столе. Например, школьницы из Таганрога София Блошкина (образовательный комплекс «Глобал-НПД»), Алиса Шевченко (школа № 28) и Анна Весенко из Гуково (школа № 24) разработали проект «ПоТОК тепла» - площадку для снижения уровня тревожности в школах.

«Дети могут обратиться с проблемой в наш Telegram-бот и получить квалифицированную помощь, - рассказала ученица 11-го класса лицея № 24 Гуково Анна Весенко. - В качестве партнёров планируется подбирать практикующих психологов. Особенность подхода - доступность для малоимущих и инклюзивных сообществ. Также планируем говорить о социальной помощи и помощи в профориентации».

Проект ребят сильно заинтересовал заместителя начальника учебно-методического центра ПАО «Газпром газораспределение Ростов на Дону» Алексея Муханова.

«Действительно, тревожность среди взрослеющего поколения большая – часто непонятно, куда пойти учиться, где себя найти, как реализовать, - отметил он. – Кроме того, молодёжь часто не понимает перспективу рабочих профессий. Мы для решения такой задачи проводим День открытых дверей и делаем раннюю профориентацию».

Заместитель начальника управления профессиональной ориентации и поддержки талантливой молодёжи ДГТУ Елена Браславская отметила важность работы с родителями школьников для уменьшения тревожности.

«В 2023 году ДГТУ реализован социальный проект, в ходе которого наши наставники-профориентаторы учили выбирать школьников дальнейшую образовательно-профессиональную траекторию с учётом  запросов рынка труда, личных потребностей и возможностей каждого отдельного старшеклассника - рассказала Елена Браславская. – Наши исследования показали, что довольно часто взрослые влияют на профессиональный выбор ребёнка, не учитывая его желание.  В итоге получается такая статистика: 40% взрослых чувствуют себя неудовлетворёнными, поскольку выбрали не ту профессию».

Эксперты пришли к единому мнению – проект дал хорошие результаты и его надо развивать.
Эксперты пришли к единому мнению – проект дал хорошие результаты и его надо развивать. Фото: Из личного архива/ Наталья Штурбина

Алёна Бондарева и Вадим Даричев из школы № 1 станицы Обливской представили проект «Оберег Дона». Он направлен на экологическое просвещение кА взрослых, так и детей через целенаправленную работу по изменению осознанности населения. Сделать это ребята хотят, вовлекая взрослых и детей в экологические акции.

Павел Герасименко и Дамир Егиазарян из посёлка Янтарного придумали проект о правовом просвещении.

«Мы хотим доступно рассказывать школьникам о законодательстве нашей страны, - пояснили авторы. – Для этого будет создана платформа в соцсетях. Отвечать на самые смелые вопросы будут приглашённые эксперты. Там же будем публиковать новости и тесты. В наших планах - объединение школ Ростовской области и единая модель правового просвещения для масштабирования среди школ».

Егор Назаренко из Аксая представил проект картинной галереи «Краски мира». Для его реализации уже есть помещение.

«Место объединит творцов города, вместе они смогут развиваться и вывести наш регион на новый уровень, - рассказал школьник. – Здесь смогут сойтись искусство, творчество и зрители. Галерея решит проблему нехватки места для экспонирования работ художников и позволит эстетически воспитывать молодёжь через творчество земляков».

Заместитель директора ГБУ дополнительного образования РО «Региональный центр выявления и поддержки одарённых детей «Ступени успеха» Валерия Стольникова пригласила Егора к активному сотрудничеству.

«Хочу пригласить на региональный конкурс «Донская палитра», который  входит в перечень министерства образования», - отметила она.

Активную работу детей, которые пытаются внести посильную лепту в то, чтобы комфортнее жилось не только им, но и окружающим, отметила заведующая сектором воспитательной работы и профилактики минобразования РО Елена Ржевская.

«В системе образования многое делается для развития детей, - рассказала она. - Но такой работы не бывает много, и мы ищем новых партнёров для реализации проектов. Я услышала интересные проекты ребят, которые неравнодушны к тому, что происходит вокруг».

В итоге эксперты пришли  к единому мнению – проект дал хорошие результаты и его надо развивать.

В будущем авторы проекта планируют формировать тематические сообщества и организовать тесное взаимодействие со специалистами, например, учёными из региональных вузов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах