Ежегодно более 200 жительниц Дона обращаются с жалобами на мужей-тиранов. И это лишь малая часть отчаявшихся женщин, столкнувшихся с домашним насилием. Многие из них не могут найти в себе силы остановить поток избиений и унижений и продолжают годами жить как в аду.
Почему мужчины, выясняя отношения, поднимают на своих жён руку и что делать в такой ситуации, «АиФ на Дону» узнавали у заведующей отделением консультирования и приёма граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, Елены Золотиловой.
На кону - жизнь
- Елена Анатольевна, кто приходит к вам за помощью?
- Приходят женщины, доведённые до крайней степени отчаяния. И, кстати, реже обращаются те, кому, как говорится, муж дал в глаз. Потому что если физическая расправа - это уголовно наказуемое деяние и избитая жертва может хотя бы обратиться в полицию, то понятие домашнего насилия гораздо шире. Финансовое давление, шантаж, манипуляции с детьми, оскорбления никак не обозначены в законодательстве: здесь жертва остаётся наедине со своей проблемой. К сожалению, больше половины обратившихся к нам женщин уходят после первой же консультации. Полностью изменить свою жизнь они боятся. Некоторые пытаются как-то исправить ситуацию, но со временем сдаются. До полного решения проблемы доходят только пять женщин из двухсот. Как правило именно те, которых дома бьют и на кону у которых в буквальном смысле слова стоит жизнь. По статистике, до суда доходят только 2%, хотя, по данным МВД, в результате семейного насилия ежегодно в стране погибают 9 тысяч женщин, а по данным общественных организаций, эта цифра составляет 16 тысяч. Для сравнения: в Скандинавии за последние 10 лет не зафиксировано ни одной смерти, в Австрии за три года только одна, да и та стала поводом для принятия серьёзных санкций со стороны правительства по отношению к общественным организациям, занимающимся этим вопросом.
- Получается, семейные проблемы оборачиваются трагедией всероссийского масштаба?
- Люди даже не представляют себе этого масштаба: около 40% всех убийств происходит в кругу семьи. Это так называемая бытовуха. И половина жертв - женщины, гибнущие от рук мужа или сожителя. Что уж говорить о психологическом насилии. Был случай, когда в Донецке из окна пятиэтажки выбросилась 27-летняя девушка. Позже выяснилось, что на самоубийство её толкнул сожитель, который во время ссоры избил её и пригрозил убить. Скандал слышали соседи, но никто не набрал «02». А этот звонок мог бы спасти жизнь. У нас до сих пор бытует мнение, что милые бранятся - только тешатся, а бьёт - значит любит. Все женщины, которые обращались к нам за помощью, говорили, что знакомые или прохожие на улицах, которые слышали или видели их страдания, не вмешивались.
Жертвы сильного пола
- Многие, к сожалению, думают, что если бьёт - значит есть за что.
- Существует много способов цивилизованно решить проблему. Даже если женщина провоцирует на скандал, довела до ручки, это не повод закрывать ей рот кулаком. И не путайте понятия конфликта и семейного насилия, где тот, кто сильней, целенаправленно давит слабого. Поскольку проблема носит гендерный аспект, то чаще это мужчина. За все годы работы центра к нам лишь однажды обратился за советом молодой человек, жалуясь на строптивую жену. Мужчине как правило необходимо показать свою власть. Проще всего это сделать силой. К сожалению, у нас нет никакой управы на таких домашних тиранов. Проект федерального закона «О предупреждении и профилактике насилия в семье» прошёл слушания в Общественной палате РФ в позапрошлом году, но был признан сыроватым. А до этого его обсуждали двадцать лет! Это осложняет работу судов и правоохранительных органов. Без закона практически невозможно изолировать совершившего насилие. И чаще всего именно жертва уходит куда-то из дому, ищет убежище, а дебошир остаётся на своей территории.
- А зачем нужен дополнительный закон? Ведь можно просто написать заявление о побоях или об угрозах, в конце концов. Почему нынешние законы не работают?
- На всех уровнях государственных учреждений проблема домашнего насилия приравнивается к семейному конфликту, что подразумевает невмешательство. Случаи, когда женщина подаёт заявление, очень редки. Жаловаться на мужей, просить о помощи - это да, но привлекать супругов к ответственности отказываются. Как правило всё заканчивается перемирием. Не только потому, что женщина прощает обидчика. Обычное наказание в таких случаях - штраф. Получается, рублём наказывают всю семью. Отдельный закон помог бы воспитать в обществе уважение к личности. Что далеко ходить? Недавно одна за другой появились новости: «Известный российский актёр избил жену, сломал ей нос», «Хоккеист был арестован по подозрению в домашнем насилии». Комментарии к ним ужасают: «Она сама провоцирует скандалы!», «Мало врезал!», «Мудрую женщину муж не бьёт», «Довела!» Ужасно, что так думают даже сами жертвы. Жена хоккеиста позже забрала заявление со словами: «Сама упала». Вообще женщины часто чувствуют свою вину за то, что они не смогли создать нужный климат в семье. Многие в ответ на насилие начинают «улучшать себя», увлекаться чтением психологов, ходить по бабкам и находят массу причин терпеть избиения. Это даётся легче, чем реальный отпор агрессору.
- А каким же образом давать отпор? В полицию, получается, писать заявление смысла нет. Сор из избы выносить - тоже, всё равно поддержки от окружающих не получишь...
- Но у человека всегда есть возможность выкарабкаться. Например, можно и нужно обращаться за помощью в Кризисный центр, как наш. Менять отношение к проблеме. Но пока жертва боится обращать внимание на проблему, получается замкнутый круг. Главное - научиться любить себя.