Шоковой терапией назвали ростовчане рост цен на билеты в городских автобусах и маршрутках сразу на пять рублей. Новый тариф начал действовать с октября.
Теперь стоимость проезда в общественном транспорте дифференцирована: 20 рублей - цена поездки в автобусе при оплате транспортной картой (ТК) и 24 рубля при расчёте живыми деньгами. Разница должна стимулировать ростовчан рассчитываться безналично. Но для чего?
Стиралка для «чёрного» нала
Похоже, что цель мероприятия, которую пока озвучивают весьма осторожно – убрать маршрутки с улиц донской столицы. Ликвидировать их как класс. В крайнем случае, оставить только на отдалённых маршрутах. Таких, например, как в новый аэропорт «Платов». При этом требования будут иные - автобусы должны быть современными, оборудованы кондиционерами, системой отопления, видеорегистратором, камерой видеонаблюдения и т.п.
Главная же задача реформы - подчинить городу все потоки общественного транспорта. Дело в том, что подсчитать оборот наличных денег, который крутится в сфере пассажирских транспортных перевозок, невозможно. Не случайно, маршрутки зовут «стиральными машинами» и «фабриками по отмыванию «чёрных» денег».
Честных перевозчиков это оскорбляет (исходим из того, что они есть). Недобросовестные работают так: отклоняются от маршрута и расписания, не платят всех налогов, не заботятся о техническом состоянии машин, загрязняют воздух, агрессивно водят. В таких маршрутках неприятно и небезопасно ездить.
Несколько свежих примеров: 3 октября на маршрутке №99 выпала дверь. А днём ранее на пересечении улиц Доватора и Малиновского у маршрутки №40 отвалилось колесо. Пассажиров возмутила маршрутка №51, дверь которой закрывается с помощью верёвочки.
Но у маршруток есть и плюс - они чаще и быстрее ходят. А в местах, где муниципальный городской транспорт отсутствует, альтернативы, кроме разваливающихся маршруток, просто нет. Когда людям нужно уехать, им всё равно - как и на чём. И уж тем более плевать - белая или чёрная касса у водителя.
Мы - Европа, а не Африка
Кстати, наведение порядка в работе городского общественного транспорта - не блажь, прихоть или передел рынка. Это - необходимость. Она связана с требованиями международных стандартов транспортного обслуживания ФИФА для городов - участников игр чемпионата мира по футболу 2018 года.
Правительство РФ издало специальное распоряжение № 2858-р от 27 декабря 2016 г., которым обязало в период проведения спортивных соревнований предоставлять транспортные услуги потребителям, соответствующие международным требованиям. И внедрить централизованную систему управления пассажирскими перевозками.
Наша же система транспортных автоперевозок давно устарела. Её даже называют африканской, потому что подобная система популярна в слаборазвитых странах. Но мы же не такие? Правила игры в сфере общественного транспорта уже изменили многие города: Москва, Казань, Нижний Новгород, Волгоград и другие. Разработали новую маршрутную сеть, практически отказались от маршрутных такси.
В Ростове-на-Дону возможный уход маршруток с улиц города одинаково беспокоит и пассажиров, и транспортников. Пассажиры справедливо опасаются, что обещанных комфортабельных автобусов на всех не хватит, имеющиеся же придётся брать штурмом. А уехать из некоторых районов города вообще станет проблемой.
Перевозчики боятся потерять прибыль. Они и без того сетуют на неблагоприятный инвестиционный климат и жалуются на убытки. Кстати, транспортные предприятия настаивали на повышении стоимости проезда до 35 рублей. Чтобы маршрутки соответствовали всем нормам, цена билета, по расчётам перевозчиков, должна равняться цене литра дизтоплива.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/012/707/7dd75f464d0f9bba4e809d8ed44bd73a.jpg)
Голосовать будем рублём
Между тем, обнищавших перевозчиков, массового отказывающихся от бизнеса, пока не наблюдается. Как и коллапса пассажирского транспорта в тех городах, где от маршруток почти отказались. Напротив, как показывает практика, уровень обслуживания там вырос. В Москве, например, переход с маршруток на автобусы и микроавтобусы положительно оценивают 3/4 жителей. Такие данные приводит агентство ТАСС. А Казань теперь и вовсе называют «городом транспортного идеала» в России.
Но это города, где развито метро - у пассажиров всегда есть возможность спуститься под землю. А вот в соседнем Волгограде опыт отмены маршруток более печальный. Волгоградцы жалуются на непродуманность новой маршрутной сети. В места, куда раньше можно было доехать без пересадок за 30 минут и за 15 рублей, теперь приходится добираться дольше и дороже. Цена проезда в автобусе 20 руб. Интервал движения по графику в час пик 20 минут, а по факту они ходят через 40.
Итог: тучи негодующих пассажиров на остановках и переполненный, как в советские времена, транспорт. А владельцы маршруток ушли в тень - поставили табличку «Заказной» и подбирают пассажиров нелегально.
Как отказ от маршруток скажется на доступности и удобстве городского транспорта в донской столице пока не ясно. Так или иначе, город готовится к транспортным переменам. В ближайшее время Ростов-на-Дону закупит ещё 200 новых современных автобусов: 25% из них - на газомоторном топливе. Приобретут 14 новых троллейбусов и 14 трамваев. 16 уже купили. Будут ли эти перемены к лучшему? Скоро узнаем.
Мнение пассажира: я - против
«Я лично против, чтобы убирали маршрутки. Живу на Коммунистическом. Доехать до ул. Московской, где я работаю, могу на 34-м автобусе и на маршрутке №44. Почти всегда выбираю второй вариант, - говорит ростовчанка Татьяна Корнеева. - Маршрутки быстрее ездят: остановятся только по делу, а не потому что «так надо». Подберут-высадят тоже там, где удобно мне. Объедут пробку, если есть возможность. Это экономит моё время, а в большом городе, как наш, это важно.
Муниципальный транспорт ходит реже и ну о-очень медленно, всегда заполнен льготниками. Да, цена там сейчас ниже, но мне дороже моё время. Да и нет у меня ощущения, что маршруточники отнимают хлеб у городского транспорта. Напротив, они помогают разгрузить город. Будет глупо от них отказаться».
Мнение власти: из точки А в точку Б
«Маршрутная сесть в нашем городе сильно изменится, говорит глава администрации Ростова-на-Дону Виталий Кушнарёв. – Разрабатываем её с привлечением местных университетов. Сеть будет оптимизирована таким образом, чтобы учесть интересы всех горожан – людей, проживающих в разных микрорайонах. Чтобы из точки А в точку Б можно было доехать с минимальной потерей времени и наименьшим количеством пересадок.
Новая маршрутная сеть – явление довольно интересное и даже в своём роде уникальное. Вся информация о ней будет обязательно обнародована и вынесена на обсуждение, так как это касается всех жителей города. Мы рады любым предложениям – обязательно их рассмотрим.
Кстати
Как показывает калькулятор на сайте ФНС, налог на перевозку пассажиров по городскому маршруту в Ростове-на-Дону для предпринимателя, работающего по патенту, составляет - 63600 в год с 1 автобуса. Это - 5300 в месяц или примерно 177 рублей в день.
Иными словами, при цене билета 24 рубля плата за проезд семи пассажиров уходит на налоги. Вся остальная выручка - предпринимателю.