27 июля Волгодонску исполнилось 69 лет. А через неделю волгодонцы будут отмечать праздник, который для них имеет особое значение - День строителя.
«АиФ-Ростов» поговорил с первостроителями города мирного атома о том, как всё начиналось.
Сын бригады и слёзы с грёзами
Людмила Рудь, с 1971 по 1992 год - бригадир комсомольско-молодёжной бригады отделочников:
Работа мне нравилась, и очень хотелось показать, что я многое несмотря на возраст могу. Бралась за всё, даже за то, что мне по разряду было не положено. Как-то заболела моя «учительница», а надо было оштукатурить монолит в ванной - это очень тяжёлая работа. Но я решила, что смогу, и сама залезла на козлы и пошла, пошла. Пришёл начальник, а я вся в цементе, одни глаза видны. Но работа сделана. Он рассмеялся, похвалил за рвение - я начала расти в профессии.
С 71 года мне доверили бригаду. Четыре года под моим руководством были одни девчата. А в 1975-м, когда на Атоммаш поехали ребята со всего СССР, ко мне в бригаду пришли парни. Один даже тайно приехал, в ящике сидел всю дорогу - ни документов, ничего. Он из Азербайджана - мать у него умерла, отец женился на другой, а он, получается, никому не нужен. Приехал полуживой - худой, измождённый.
Мы даже испугались - его лечить надо, откармливать, какая там стройка? Но ничего, собрали по рублю с девочками, я добавила, одели его, обули, подкармливали. Работник из него вышел отличный. А в 18 лет мы его в армию проводили: земляки пришли с барабанами, танцевали, пели, мы ему дорожный рюкзак собрали, пирожков напекли. Эти проводы долго вспоминали. Судьба дальше у парня сложилась хорошо.
Но если опустить романтику, работали мы в очень трудных условиях. Не только штукатурили - и вагоны разгружали, и дороги строили, делали всё. На сложных объектах оставались и на ночь.
Каждый раз, когда иду мимо поликлиники №5, вспоминаю, как меня оттуда на «скорой» увезли. Подняла банку 50-килограммовую с краской - пищевод растянулся от напряжения. Спасибо моим руководителям, отправили в обкомовскую больницу. Проведывать меня приходил сам Иван Афанасьевич Бондаренко.
Кстати, не только девчата у меня были трудоголиками, но и руководители. Тогда была особая порода людей - они вникали в наши проблемы, потому что сами выросли на всесоюзных стройках, знали дело изнутри. Да и вообще были хорошими людьми, это очень важно.
Недавно мой внук, которому 27 лет и который сегодня работает на Атоммаше, принёс заметку о себе. Там говорится, что он стал хорошим специалистом и что-то там внедрил. А я ведь никак не содействовала тому, чтобы его взяли. И он долго ждал, пока его примут. И теперь говорит: «Ну что, бабушка, я продолжаю твоё дело». А я ему ответила: «Значит, я не зря прожила жизнь - и построила Атоммаш не только для страны, но и для тебя». А потом, честно сказать, заплакала...»
«Когда иду по Волгодонску, переживаю всё заново»
Елена Колабекова, с 1979 по 1988 год - бригадир комсомольско-молодёжной бригады отделочников:
«В Волгодонск мы переехали в 1971 году после письма свекрови, она прислала вырезку из газеты, в которой было сказано, что будет строиться Волгодонский завод тяжёлого машиностроения. Значит, будут давать квартиры молодым семьям, строителям. А мы жили в Жданове, стояли в очереди на жильё, но это была далёкая перспектива. Через два года здесь мы получили гостинку, через четыре - двухкомнатную квартиру, где такое ещё было возможно?
Почти как «Протон». Отгрузка уникального оборудования в Волгодонске | Фотогалерея
Почти как «Протон». Отгрузка уникального оборудования в Волгодонске | Фотогалерея
Шла я, конечно, из-за жилищного вопроса, а потом втянулась - так интересно тут было! Люди ехали со всего Советского Союза - молодые, активные, постоянно что-то происходило. Я работала вначале на химзаводе, а потом бетонщицей - было мне трудновато на новой работе, ведь в Жданове я в ателье работала, не привыкла тяжести таскать. И весу во мне меньше 50 кг. А тут машины с кирпичом поначалу разгружали. Строили много: школы, детские сады, жилые дома. Так наразгружаешься за день, что ночью дергаешься - снятся кирпичи, руками их во сне перекладываешь. Потом выучилась на штукатура, позже бригадиром стала.
Мы любили работать, потому что делали это весело - с песнями, шутками, делились личными историями. Раньше было как: мы сдаём дом, а люди, будущие жильцы, приходят после работы помогать. Все передружились, переженились, праздники отмечали вместе, на речку, в походы, везде. Сегодня иду по Волгодонску и каждое здание, которое мы строили, отзывается во мне воспоминанием: вот тут «шуба» плохо ложилась, тут бетон вовремя не привезли, на этом объекте Володя (заключённый из Украины, отбывал наказание за то, что человека сбил) уговаривал меня дать ему отгул, чтобы он совпал с отгулом Светы - она ему очень нравилась. Я не разрешила. В отгул он не пошёл, но Свету всё равно добился. Когда освободился, женился и они вместе уехали на родину.
В бытовом смысле было всякое - и холод, и жара, и пыль стояла столбом постоянно, но мы трудностей будто не замечали. Когда поднимали третий корпус Атоммаша, запомнился мне один показательный момент. Там была очень высокая стенка, я поднялась на неё в люльке, оглянулась и впервые увидела с высоты, сколько мы сделали - меня переполнила гордость, и аж горло перехватило. Невозможно было поверить, что человек способен на такое. А мы могли.
Нет, это мой город - дом за домом, улица за улицей. Когда я иду по нему, всё заново переживаю».
«Не зэки, а строители Атоммаша»
Георгий Фоменко, с 1976 по 1986 год - бригадир комплексной комсомольско-молодёжной бригады:
«Я приехал сюда в 1975 году из Набережных Челнов. Четыре года строил КамАЗ, после захотелось поближе к дому, я таганрожец. Мне было 26 лет, и я стал начальником участка.
Через год получил в подчинение 40 заключённых – от «аварийщиков» до профессиональных убийц. И мне нужно было найти с ними общий язык. Это оказалось не так сложно: надо было относиться к ним с уважением и быть порядочным человеком. Немало мне помог и Макаренко - в те годы я его читал целенаправленно. Ещё одна важная часть - Атоммаш, в стране не было такого мощного завода.
«Ребята, вам очень повезло! - говорил я своим. - Вам дали возможность исправить свои ошибки на стройке, которая войдёт в историю. И вернувшись домой, вы не скажете «я зэк», а гордо произнесёте «я - участник строительства Атоммаша!».
Со временем я добился самоуправления - бригаде это пошло в плюс. Управляющих назначили из заключённых - тех, кто хорошо работал и умел потребовать выполнения заданий от коллектива. Они стали моей правой рукой - я мог, не переживая, уехать по делам или в командировку.
Наша бригада постоянно побеждала в соревнованиях, обходила молодые комсомольские бригады, потому что соревновательный дух у нас был на пике, хотелось доказать, что мы лучшие.
Одним из передовиков был Тофик Сулейманов - профессиональный вор из Азербайджана. Хороший, работящий парень. Я заметил, что для Тофика важно, когда его хвалят. Выразишь ему благодарность - он отработает и за себя, и за того парня. Когда его фотография появилась на Доске почёта, он пришёл к ней нарядный, привёл фотографа. Тот сделал несколько снимков Тофика на фоне Доски почёта. «Маме пошлю, пусть всем покажет, что Тофик не вор, а передовик производства!» - объяснил всем Тофик.
Фестиваль реконструкторов. «Великий шелковый путь на Дону» в Волгодонске
Арсен Дударов, ингуш, тоже достойный человек - первый мой помощник. Женился и остался в Волгодонске. Борис Бойко - спортсмен, ноль был в профессиональном плане, но упорный и со стремлением. Научили его здесь всему, и, когда я ушёл, он стал бригадиром. Большой плюс того времени, что помимо стройки здесь же шло обучение - люди на месте получали новые специальности. И многие открывали в себе таланты. К примеру, Дима Соловьёв получил на стройке специальность сварщика, после продолжил работать и стал «Лучшим по профессии» по линии министерства. Это была очень высокая награда.
Так что для многих заключённых, да и не только, Атоммаш стал дорогой к новой жизни».
Факты
В 1973 году начато строительство нового завода тяжёлого машиностроения (будущего Атоммаша).
Строительство завода было объявлено всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Уже в первом полугодии 1975 года по комсомольским путёвкам сюда прибыли 470 человек. Молодёжь ехала со всех уголков страны.
Вместе со строительством завода-гиганта началось возведение новой части Волгодонска на левом берегу Сухо-Соленовского залива Цимлянского водохранилища. Так появился Новый город. Первые котлованы начали рыть 21 ноября 1973 года, а первый дом в Новом городе заселился 10 июля.
В 1975 году средний возраст волгодонцев составлял 29 лет. 2 июня 1978 года в городе родился 100-тысячный житель, а 3 апреля 1982-го - 150-тысячный.