Таким образом власти намерены упорядочить систему торговли и сделать её более цивилизованной. По их мнению, приоритет следует отдавать крупным торговым сетям. К чему приведёт инициатива чиновников?
- Ларьки - это пережиток ушедших дней, от которого нужно избавляться. В девяностых они были нужны, но сейчас у нас достаточно торговых центров, - такое заявление сделал в сентябре прошлого года вице-губернатор Сергей Горбань в ходе совещания по вопросу организации розничных рынков.
Заменить киоски и павильоны, как считают чиновники, должны сетевые магазины: они и выглядят презентабельнее, и ассортимент в них шире, и цены существенно ниже, чем в ларьках. Хотя последнее утверждение явно преувеличено. Однако возникают вопросы.
Во-первых, розничная торговля - основа малого предпринимательства, небольшие магазины дают сегодня тысячи рабочих мест. Во-вторых, заходить за хлебом в расположенный за углом ларёк всё же удобнее и проще, чем ехать в супермаркет.
Тем не менее приговор ларькам уже подписан. В преддверии Нового года в области была принята Программа развития потребительского рынка. Согласно ей, к 2020 году уже треть всех покупок жители Дона должны будут делать у «сетевиков». О роли небольших магазинов, обслуживающих жителей двора или квартала, в программе не говорится ничего.
Очень малый бизнес
Свои планы по сносу ларьков ростовские власти уже озвучили. Как заявил заместитель мэра по вопросам экономики Виталий Золотухин, в течение 2013 года из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории донской столицы будет исключено двести шестьдесят торговых павильонов.
Однако подобное рвение чиновников может привести к тому, что центральная часть города останется без магазинов. Уже сегодня на Большой Садовой с большим трудом можно купить булку хлеба: крупные магазины на центральной улице не приживаются из-за высокой стоимости аренды помещения, а ларькам, как выясняется, здесь не место.
Одним лишь областным центром процесс ликвидации не ограничился.
- Мы сейчас не успеваем обрабатывать документы на ликвидацию бизнеса, поступающие от малых предпринимателей, - говорит директор компании «ДонАудитФинанс» Дмитрий Шумейко. В Батайске, где работает компания, с начала года закрылось уже 112 магазинчиков.
- Кому-то просто не продлили срок аренды земли под павильоном, - поясняет Дмитрий Шумейко. - Земля находится в муниципальной собственности, пришёл отказ - забирай ларёк и уноси куда хочешь. К тому же с 1 января в два раза вырос размер взносов в Пенсионный фонд - для малых предпринимателей это стало серьёзным ударом. В результате многие просто решают уйти из бизнеса.
В середине февраля местные коммерсанты добились встречи с чиновниками. «Как же нам быть дальше?» - задали они вопрос. «Перепрофилируйтесь», - ответили им.
Совет поверг предпринимателей в недоумение: удел ларьков - шоколадки, молоко, хлеб и прочая продуктовая мелочёвка. Их главные покупатели - жители окрестных кварталов. Не стройматериалами же им теперь торговать!
Пиву - нет?
Впрочем, как считают эксперты, по-хорошему чиновникам можно было ничего не предпринимать. К концу года половина ларьков и так закрылись бы сами собой. Причиной тому стал бы запрет на продажу пива в киосках и павильонах, вступивший в силу с первого января. А именно на его продаже ларёчники делали добрую половину выручки. А вскоре планируется запретить им торговать ещё и сигаретами - эта мера, согласно прогнозам, добьёт ларьки окончательно.
Хотя, может, и не стоило бы их жалеть? Ведь и в самом деле кого не выводил из себя гогот пьяных компаний, собирающихся по ночам с пивом у ларьков? Может быть, когда закроются круглосуточные «наливайки», порядка станет больше?
Увы, скорее, наоборот. В областном Департаменте потребительского рынка признают: сокращение розничной сети на самом деле ведёт лишь к увеличению самогоноварения и росту объёмов продаж «палёного» алкоголя.
Опыт прошлых лет показывает: стоит на селе, где магазинов раз-два и обчёлся, закрыться всего одному, как сразу же появляется пять подпольных точек продаж, где алкоголь бодяжат из любой гадости. А супермаркеты на селе (чего бы ни обещали чиновники) появятся ещё не скоро.
Кончай базар!
Вслед за ларьками могут исчезнуть и знаменитые донские базары.
С 1 января вступил в силу федеральный закон, предусматривающий перевод всех рынков в капитальные строения. Свою новацию власти опять же обосновывают желанием упорядочить торговлю и привести базары к стандартам гипермаркетов.
Однако идея законодателей грозит классическим базарам окончательным закрытием. К настоящему времени под крышами находится всего лишь не более половины существующих рыночных площадей.
Подавляющее большинство розничных рынков имеет широкую сеть закрытых и открытых павильонов, прилавков, ларьков, товаров для продажи продукции, поясняют в Ассоциации рынков Ростовской области. Именно это позволяет организовать достаточное количество недорогих торговых мест, что даёт возможность фермерам, садоводам и огородникам выйти к прилавкам со своей продукцией, а гражданам - приобрести их по доступным ценам.
Исполнить требования закона, как поясняют в ассоциации, практически невозможно. Например, Центральному рынку Таганрога для перевода площадей в капитальные строения требуется 271 миллион рублей - это доход рынка за одиннадцать лет. Но даже если где-то найти деньги, то стоимость аренды прилавков придётся сразу же повысить на 20 - 30% и увеличивать её затем ежегодно. Торговцы к этому не готовы. Как результат многие выстроенные павильоны стоят полупустые: чересчур велика оплата.
Представители ассоциации уже не раз обращались к властям с просьбой пересмотреть закон. Обращались в Госдуму и к премьер-министру, но тщетно. В результате, как предупреждают в ассоциации, славящиеся своим изобилием донские базары рискуют исчезнуть вовсе, а место их займут супермаркеты.
«Нужно взвешенное решение»
Виктор Халын, председатель Ростовского регионального отделения общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России»:
- Проблема сокращения числа торговых точек неоднозначна, и рассматривать её можно с разных точек зрения. Во многом позицию властей можно понять. Все мы хотим жить в красивом, ухоженном городе, и шеренги ларьков вряд ли вписываются в его облик. Поэтому порядок размещения объектов торговли - это естественный процесс. К тому же, что бы мы ни говорили, успех в бизнесе во многом зависит от того, думает ли предприниматель о будущем, планирует ли, что будет завтра. И если стало известно, что в перспективе твой ларёк, стоящий в центре, могут закрыть, то почему бы не сделать упреждающий шаг и не перенести его куда-нибудь на окраину, куда крупные ритейлеры ещё не пришли и оттого покупательский спрос обеспечен?
Но, с другой стороны, на малых предпринимателей сегодня разом свалилось слишком много проблем. Это и запрет на продажу подакцизных товаров, и резкое повышение отчислений в Пенсионный фонд. В результате многие вынуждены выходить из бизнеса. А ведь даже небольшой ларёк - это два-три рабочих места. А если уже число закрывшихся магазинов идёт на десятки?.. Поэтому властям необходимо найти взвешенное решение, чтобы желание навести порядок в торговле не привело в итоге к увеличению безработицы.