Примерное время чтения: 7 минут
89

Рыночная экономика

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 16/09/2009

У продуктовых базаров главный конкурент - базы оптовых закупок

Экономический кризис добрался и до продуктовых рынков. Как отмечают аналитики, кривая покупательского спроса в этом секторе торговли в 2009 году неуклонно движется вниз. Продавцы обещают скидки, придумывают свежие рекламные ходы, вешают над торговым местом наговорённые амулеты, но ничего не помогает...

Пусть меньше, но дороже

Знаменитый ростовский базар. Ещё недавно пробиться здесь через толпу покупателей было довольно сложно. Не только местные жители, но и гости из разных уголков России тянулись сюда за дешёвыми абрикосами и донскими лещами. Теперь же место наших фруктов заняли привозные, и цены на них, впрочем, как и на местную рыбу, кажутся заоблачными.

...Я неспешно прогуливаюсь по торговым рядам, обхожу горы полосатых арбузов, манежи с жёлтыми дынями, рассматриваю гирлянды золотистого сочного винограда и гроздья серебристой сушёной хурмы. И вдруг ловлю себя на мысли, что рынок полупустой: меня не толкают, не оттесняют от прилавка и не требуют посторониться...

- Как у вас со спросом? Народу сегодня маловато, - завожу я разговор с разгадывающей скандворд продавщицей фруктов.

- Да ладно б только сегодня, - откладывает она газету. - И вчера так было, и позавчера. Это лето вообще хреновое. При этом цены на наши яблоки смешные - 35 рэ! Когда такое было?

Яблоки за 35 рэ я, и верно, видела лет пять назад, да и те у бабушек-частниц. Однако нынешняя ценовая политика покупателей не привлекает. По общему мнению торговцев (а мы опросили и мясников, и молочников, и продавцов фруктов и овощей), количество покупателей в этом году сократилось на треть.

- Да и покупают мало, - с нескрываемой грустью в голосе поделилась реализатор Наталья.

Несколько лет назад она приехала сюда из Забайкалья за тёплым климатом и тёплым местом. Зашла на Центральный рынок и от буйства красок, ароматов и ассортимента товаров "просто обалдела". В тот же день устроилась реализатором "на бананы" и до нынешнего года на заработки не жаловалась. А теперь еле сводит концы с концами. Но причина низких продаж, по её наблюдению, не только в кризисе.

- Выбор у нас тот же, цены те же. Но покупатель уходит. И знаете куда? - доверительно сообщила она. - В крупные магазины. Говорят, там удобнее всё купить. Ладно, я понимаю, крупы, сахар, муку, но свежие фрукты, овощи - это же исключительно рыночный товар!

Чтоб как-то привлечь покупателя, Наталья придумала свой рекламный ход: отсортировала крепкие, красивые фрукты от мятого неликвида. Последний оформила в симпатичную горку и предлагает по... 10 рублей за кило.

- Ну, разве это плохие яблоки?- достаёт она из неликвидной кучки спелый плод. - Нет. Но покупатели обращают внимание на ценник, а потом... берут те яблоки, которые по тридцать пять. Дешёвое покупать не хотят, а дорогое уже не могут. И если раньше брали по два-три кило, то теперь - две-три штуки. Экономят...

"...Тогда мы идём к вам!"

Экономию со стороны покупателей отмечают и в мясном отделе. Домашняя курица стоит сегодня 100 - 130 рублей за кило. Но у прилавков со штабелями жирных тушек, проштампованных зелёными метками качества, стоят только продавцы. Редкие же покупатели интересуются в основном субпродуктами. Крылья, ножки и хвосты (телячьи или свиные) стоят в два раза дешевле.

- А из них и суп, и заливное, - поделилась эконом-меню покупательница. - Мяса кусок мне тоже не помешал бы, но съесть семьёй за раз двести рублей сегодня уже роскошь.

Не жалуются на ситуацию только продавцы рыбы. Хоть лето для торговли этим товаром не сезон (рыба быстро портится), даже при этом видно: продажи нынешнего года выше, чем в предыдущем.

Объяснение простое - место дорогого мяса на столах ростовчан заняла рыба дешёвых сортов.

- Поэтому, думаем, осень - зима будут для нас неплохими, - предположила укутанная в клеёнку "рыбачка". - Сами посчитайте, селёдка у нас по 70 рублей. Пару селёдок купил, картошки отварил - обед готов. Дорогую рыбу, конечно, уже не разбирают, но мы, глядя на мясников, рады и тому спросу, что есть...

Кстати, в поисках способов экономии покупатели нашли ещё один вариант - базы оптовых закупок. Цены там снижаются пропорционально количеству закупаемого товара. А если учесть кризис, то выбор потребителя понятен: больше продуктов за меньшие деньги.

- Мешок сахара у меня не пропадёт, - поделилась своими расчётами соседка-пенсионерка. - А я на нём сто рублей сэкономила. Мука опять же, крупы, картошка. И пусть у меня вся кладовка припасами завалена, зато я знаю, что в случае чего с голоду не умру...

- А может быть голод?

- С моей пенсией в нашей стране может быть всё! - отрезала она.

Светлана Ломакина. Фото Виктора Погонцева

P.S. Ранним субботним утром меня разбудили странные звуки. Вначале под окном "прокашливался" сиплый мегафон. А потом всю округу огласил звонкий женский голос: "Багаевские помидорчики! Свежие, мясистые, вкусные, душистые!"

- Матушка, ну что ж вы на рынок-то со своими помидорами не идёте? - выглянув в окно, спросила я.

- Потому что, если вы к нам за покупками не идёте, мы идём к вам! - процитировала рекламный слоган она и тут же поднесла к губам мегафон. - Багаевские помидоры!..

А на другой день под окнами зазвучал уже баритон: "Творог, сметана, молоко!"

КОММЕНТАРИЙ

- Разговоры о том, что кризис ударил по продуктовому рынку, мне кажутся преувеличенными. Кто действительно пострадал от кризиса, так это торговцы промтоварами (одеж.дой, обувью). На этих предпринимателях отразились и снижение покупательского спроса, и закрытие Черкизовского рынка, и много других причин, - прокомментировал ситуацию директор ЗАО "Центральный рынок" Юрий Муковоз. - Что же касается сектора продуктов питания, то явно выраженного оттока покупателей мы не заметили. И даже если учесть, что с 1 января 2009 года мы перешли на новый режим налогообложения (вследствие этого на 20% выросли цены на оплату мест на рынке), эта ситуация на ценообразовании не отразилась. Что же касается оттока покупателей на оптовые рынки, то нужно не забывать, что интерес к этим базам был всегда. Но, помимо кризиса, нужно не забывать ещё одну причину притока туда покупателей. Со вступлением в силу нового закона о рынках у нас сократилось количество торгово-закупочных точек, проще - магазинчиков бакалейных товаров. И покупатель, естественно, пошёл туда, где они есть, то есть на те самые базы.

Также Юрий Муковоз предположил, что ожидается очередное повышение цен на местную сельхозпродукцию. Но оно будет не настолько велико, чтобы пробить брешь в кармане покупателя. Если говорить об импортных товарах, то тут спрогнозировать что-либо сложно (на стоимость их будут влиять и инфляция, и девальвация, и прочие причины).

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно