Стоявший остро в Российский империи еврейский вопрос не перестал быть актуальным и в молодой Советской республике. В середине двадцатых годов новая власть нашла, как она считала, выход из положения: в стране победившего социализма должны были появиться районы, населённые сплошь евреями, чтобы представители вечно гонимого народа чувствовали себя там как дома. Так, в 1924 году по постановлению Президиума ЦК появился Особый комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КомЗЕТ).
Комитет быстро подобрал площадки для будущего расселения: Крым, Белоруссия, предгорья Северного Кавказа, Украина. Однако там и без того уже давно существовали обжитые еврейские «местечки», план же советского правительства подразумевал создание совершенно новой колонии. Стать «землёй обетованной» в результате выпало Сальскому округу.
По мнению КомЗЕТа, выбор был сделан идеальный. Сальский округ оставался на Дону самым незаселённым, из-за чего здесь пустовало огромное количество земли. На ней, согласно планам комитета, предстояло для начала поселиться не менее чем ста тысячам евреев. В дальнейшем же обжитая территория Сальских степей могла стать основой для первой в мире Еврейской республики.
За финансированием проекта дело на стало. На обустройство переселенцев и покупку для них сельхозинвентаря власти выделили 97 тысяч рублей, впоследствии эта сумма увеличилась почти в пять раз.
Однако затея рухнула, так и не начавшись. Во-первых, местные власти не горели желанием воплощать фантастические планы Москвы, отлично зная, как отнесутся местные жители к появлению на исконно казачьих землях пришельцев. Во-вторых, денег на создание донского Израиля в любом случае требовалось гораздо больше. Наконец, и сами евреи не горели желанием переезжать в голую степь: перспектива становиться земледельцами в колхозах не слишком манила привыкших к городским условиям ремесленников и торговцев. В 1938 году КомЗЕТ был расформирован, а его члены репрессированы.