Можно ли представить настоящее в отрыве от прошлого и будущего? Противопоставление настоящего прошлому, а также будущему стало основой для исторической психологии. Об этой молодой и необычной науке рассказал Аиф её основатель в России Владимир Шкуратов.
Повседневная история
- Владимир Александрович, для чего нужно было объединять две абсолютно разные науки: историю и психологию?
- Еще первый античный философ Фукидид писал: «тяжкие междоусобицы, войны и беды будут потрясать народы, пока человеческая природа остаётся той же». Из этих событий состоит история человечества. Но есть жизнь отдельного человека, наполненная своими событиями: мечты, хлопоты, болезни, счастье, любовь. Эти каждодневные переживания обычных людей, таких как мы с вам, уникальны и являются нашей маленькой историей. И, если за первую большую историю отвечает древнегреческая муза истории Клио, то за вторую, малую историю – Психея. Эти две гречанки объединились в одну науку, чтобы рассмотреть как человеческий опыт перерабатывается в историческую ткань. Кто, как не обычные люди влияют на ход событий? Поэтому важно понять, как человек вписывается в историю на каждом витке ее развития, как реагирует на общественно-исторические процессы, что привносится им в историю и как на нее влияют идеи, устремления, представления и переживания. Этим и занимается историческая психология.
- А как можно изучать психику миллиардов личностей, которые когда-то населяли нашу планету? Ведь наука-то и с современным человеком до конца разобраться не может, что уж говорить про тех, чьи черепа истлели в земле миллионы лет назад?
- К сожалению, психологические методы тут бессильны. Протестировать лежащее в земле поколение невозможно, как и поговорить с ними. Исторические артефакты тоже не дают исчерпывающую информацию о психике людей прошлых эпох. Для этой науки был придуман новый метод – психолого-историческая реконструкция. То есть воссоздание чувств и мыслей людей прошлого через различные свидетельства жизнедеятельности: книги, картины, скульптуры и даже фото и видео материалы. Наверное, самое интересное в реконструкции – это история повседневности. Ее основные темы: история питания, история продолжения рода, история болезней.
- У меня сразу напрашивается вопрос: как питание может повлиять на психику человека и уж тем более на ход истории?
- А вот представьте: на протяжении веков наиболее характерной особенностью быта подавляющей части населения Западной Европы было хроническое недоедание. Это времена крестьян-пахарей и воинов, у которых были серьезные физические нагрузки. А их ежедневный рацион составлял едва ли 2000 ккал в день. Можете себе представить, что потребление мяса в французской провинции на человека в 1482 году составляло всего 26 кг в год, в конце 17 века – 13 кг, в первой половине 18 века – 12 кг. Для сравнения в середине 20 века – это более 75 кг. Посадите современного человека на такую диету, да еще и отправьте поле вспахать, что будет с его психикой? А средневековые люди так жили поколениями. В страхе из-за неуверенности в том, что завтра будет чем накормить своих детей, с постоянной физической усталостью, которая не восполнялась здоровым и полезным питанием. Все это приводило к озлобленности на привилегированные сословия. И эти чувства на генетическом уровне переходили от поколения к поколению. Всё это копилось и в конечном счёте привело к Великой французской революции. Это, конечно, всего лишь одна из предпосылок, были и другие: социальные и экономические.
Человек-товар
- Владимир Александрович, Вы изучаете психологию человека в разные исторические эпохи. Говорят, сейчас время очень тяжелое для психики: стрессы, ритм жизни ускоряется с каждым днем. А какой период наиболее благоприятен для человеческой души?
- Сложный вопрос. Вот, например, вы сами в каком периоде хотели бы жить?
- Конец 18 - начало 19 веков, наверное…
- Допустим, вы перенеслись в это время и оказались в теле придворной дамы. Светская жизнь, балы, пышные наряды. Но! Вынужден, вас огорчить: большая часть жизни уже позади, так как средняя продолжительность всего 35 лет. Повальное распространение туберкулеза, которым болели абсолютно все сословия общества, особенно юные барышни. Эпидемия зачастую поражала и всю семью. Причем в конце 18 века заразиться туберкулёзом означало верную смерть. В этот период была громадная детская смертность: до трех лет доживали только половина рожденных детей. Зачастую в родах погибали и сами матери. Женская психика того периода была ничуть не меньше подвержена стрессам, а еще навязчивым страхам, что приводило к истерии. Не совсем комфортный период, согласитесь.
- А вы сами какой период истории человечества выбрали бы для себя?
- Никакой. Все люди думают, что попади они в прошлое, то обязательно оказались бы в теле представителя привилегированного сословия. А, если нет? Попасть в ошейник римского раба было бы не очень приятно. Участь средневекового крепостного тоже не прельщает. И вообще надо понимать, что люди прошлого довольно сильно отличаются от нас. Я имею ввиду не внешность, а чувственное восприятие мира, которое меняется на протяжении столетий. Тот же средневековый горожанин обожал публичные казни. При виде отрубленной головы на эшафоте зрители громко охали, но в тоже время получали от этого удовольствие: предсмертные крики и мольбы о пощаде, а также запах крови возбуждали воображение.
- Современный человек, какой он? Можно спрогнозировать, что о нас буду говорить ваши коллеги через 100 лет?
- Ну, Эрик Фромм, например, охарактеризовал современную личность рыночной, которая ведёт себя подобно товару. Человек-товар предлагает свои достоинства: красоту, молодость, ум, обаяние в обмен на различные блага, такие как общественное положение, престиж, дружба, любовь. Спрос подвержен веяниям моды на определенную внешность или тип характера. Рыночная личность способна перестраиваться и приспосабливаться. Но в то же время в ней живут постоянная неуверенность в себе и осознание того, что все проходит. Пока есть молодость и успех нужно успеть, как можно лучше себя продать. В массовой культуре нет никаких сакральных островков: президенты набирают баллы популярности как эстрадные певцы, кинозвезды, спортсмены или королевы красоты. Посмотрите: у нас сейчас все заняты созданием имиджа, или образа. Даже наука способствует развитию рыночной личности. Тестирование, рейтинг, опросы, ранжирование популярностей и прочие измерительные процедуры внедряются в управление, просвещение, быт, политику. Психология позволяет оценивать все: восприятие, интеллект, волю, общительность, самосознание; она представляет конъюнктуры человеческих качеств, профессий, политических деятелей наподобие курса валют; она, наконец, учит оценивать самого себя и пускать свою личность в оборот вроде товара. К чему это приведет – покажет время.
Досье: Владимир Шкуратов родился в 1947 году, закончил исторический факультет Ростовского государственного университета в 1971 году. Доктор философских наук, кандидат психологических, профессор кафедры общей психологии и психологии личности ЮФУ (бывший РГУ). Его книга «Историческая психология» стала бестселлером в научных кругах, как в России, так и зарубежом. Среди других книг: «От Манхэттена до Норд-Оста», «Искусство экономной смерти».