В чём смысл?
Система оплаты за проезд с помощью пластиковых карт не только экономит деньги, но и время: нет необходимости доставать кошелёк и считать мелочь, создавая очередь у передней двери. Водитель, который будет освобождён от работы с выручкой, сможет, не отвлекаясь, следить за дорогой.
Внедрение системы безналичной оплаты проезда также позволит решить ряд других серьёзных задач: налаживание объективного учёта пассажиров различных категорий, повышение собираемость средств, возмещение транспортным предприятиям реальных затрат на перевозку льготников.
Внедрение новой системы поможет определить точное количество перевезённых пассажиров на том или ином маршруте, поможет оптимизировать маршрутную сеть и рационально использовать подвижной состав. Нововведение принесёт выгоду не только транспортным предприятиям, но и пассажирам. Не исключено, что оно поспособствует формированию более бюджетного тарифа.
Комплекс
Безналичная система оплаты за проезд в общественном транспорте – это целый программно-аппаратный комплекс автоматизированного учёта пассажиров различных категорий. На «вооружение» ростовского муниципалитета он поступил в декабре 2013 года. В него вошли 578 терминалов оплаты, 55 терминалов продажи и пополнения карт оплаты, 4 кассы, 35 автоматизированных рабочих мест и необходимое программное обеспечение.
Транспорт
По словам директора МБУ «Центр ИТС» Василия Зырянова, в рамках внедрения системы в донской столице выполнен ряд мероприятий. Открыт специальный банковский счёт платёжного агента в банке ОАО «ВТБ». Сформирован перечень лиц, имеющих право на получение льготы при оплате проезда. Подготовлены и проведены конкурсы по закупке необходимых товаров и услуг.
В настоящее время к системе учёта присоединён ряд перевозчиков: МУП «РТК», ООО «РТК «Русэлтранс», ОАО «РГАТП-1», ООО «Ростов-авто», ООО «Ростовэлектротранс», ЗАО «АТП-5». Эти транспортные предприятия имеют в наличии 335 единиц подвижного состава – 39,4% от запланированных к оснащению оборудованием для безналичной оплаты за проезд 850 единиц транспорта. Решается вопрос по подключению в систему безналичной оплаты за проезд оборудования и программного обеспечения, приобретенного в 2012 году МУП МТК «Ростовпассажиртранс» за счёт собственных средств.
Карты
– Сейчас в пользовании ростовчан находятся 126799 карт оплаты. 47955 из них выданы пенсионерам, 60332 карты реализованы школьникам, 12 000 приобретены студентами ДГТУ, а также 6512 транспортных карт – горожанами, оплачивающими проезд по полному тарифу, – рассказал «АиФ-Ростов» Василий Зырянов. – Все транспортные карты, выданные ранее, будут работоспособны. Введены в эксплуатацию 10 автоматизированных терминалов для пополнения карт, которые расположены в зонах максимальной проходимости.
Пенсионеры получают карты в районных управлениях социальной защиты населения. Остальные категории граждан смогут приобрести их в ближайшее время.
По данным МБУ «Центр ИТС», количество операций, проведённых с использованием транспортных карт, постоянно увеличивается: с 236 транзакций в феврале до 3248 – в апреле. Все имеющиеся в распоряжении 55 терминалов пополнения и продажи карт будут запущены во второй половине 2014 года.
Одновременно изучается возможность использования терминалов сторонних организаций – как банковских структур (ОАО АК Сбербанк РФ, ОАО КБ «Центр-инвест»), так и операторов по приёму наличных платежей (КИВИ, Элекснет), которые обладают разветвленной сетью устройств самообслуживания, общим количеством более 1500 единиц.
Кроме того, совместно с проектировщиком системы ведётся работа по реализации дополнительных режимов оплаты, включая режим проездного билета на определённое количество поездок с привязкой к определённому транспортному предприятию или группе транспортных предприятий, а также возможность бесплатной пересадки в течение определённого времени.
Оплатить поездку в городском общественном транспорте можно и с помощью универсальной электронной карты (УЭК). Уже осуществлён выпуск пробных карт с соответствующим транспортным приложением.
– Проделана большая работа, – подчеркнул мэр Ростова Михаил Чернышёв. – У меня такое пожелание: не переносить сроки окончательного перехода на безналичную систему оплаты проезда. В августе она должна начать действовать полноценно.