Жители Ростова-на-Дону больше не будут выбирать мэра города напрямую. Собственно говоря, с 2015 года в Ростове и ещё 11 донских городах никакого мэра вообще уже не будет. Его обязанности разделят глава администрации и сити-менеджер.
Два вместо одного
Напомним, требование сделать местную власть ближе к народу озвучил президент РФ в послании Федеральному Собранию. Весной в ФЗ №136 были внесены изменения, которые предполагают два варианта выбора глав городских округов.
«Начиная с 2015 года, администрацией города может руководить глава, избранный на прямых выборах, либо назначенный депутатами по итогам конкурса – так называемый сити-менеджер. При этом региональный законодатель должен выбрать один из этих вариантов для каждого города, района или поселения», – ранее разъяснял нововведения «АиФ-Ростов» председатель Законодательно Собрания донского региона Виктор Дерябкин.
Ростовская область привела региональное законодательство в соответствие с федеральным, избрав второй вариант. Закон был принят 17 июля. Прямые выборы по нему отменены во всех 12 городских округах Ростовской области. Предполагается, что в 2015 году на новую схему перейдут Волгодонск, Гуково, Донецк, Каменск-Шахтинский. Выборы главы городского округа Ростова-на-Дону, согласно графика Избиркома области, пройдут также в сентябре следующего года.
Как же изменится схема выборов новых управленцев городами к 2015 году? Фактически по новому порядку горожане смогут напрямую выбирать лишь депутатов городской думы, а голосовать за главу администрации будут опосредовано, делегировав это право своим народным избранникам. Именно парламентарии из своего числа выберут председателя думы и по совместительству – главу администрации, который будет обладать «политическими полномочиями» мэра.
Сити-менеджера горожане не смогут выбирать вообще. По новой схеме это право получит специальная рабочая группа. Предполагается, что выборщиками станут известные и уважаемые жители города. Именно эти лучшие представители гражданского сообщества на конкурсной основе определят хозяйственника, которому и доверят управление городом. Претенденты, желающие «порулить городом», должны будут сами, добровольно, подать заявки на участие в конкурсе.
Учить азы начнём с Азова
Первыми постигать азы нового законодательства начнут в Азове. Именно азовчанам предстоит выяснить: есть ли подводные камни у такого назначательно-выбирательного способа первых лиц города, или нет. Причём, уже в ближайшее воскресенье – 14 сентября.
Как показывает ход избирательной кампании, новый формат выборов – по причине изменения схемы управления, в Азове не снизил интерес к процедуре волеизъявления. По крайней мере, у кандидатов в депутаты. Хотя, обстановка в городе, судя по данным Избирательной комиссии Ростовской области, складывается довольно сложная.
Например, с новой схемой управления городами согласились далеко не все. Так, азовские коммунисты назвали решение думы города об отмене прямых выборов незаконным и потребовали вынести вопросы об изменении порядка избрания мэра и депутатов Азова на референдум. Однако это требование не получило поддержки.
Что такое хорошо, а что такое плохо
Новый формат выборов главы администрации позволит сэкономить на избирательных кампаниях, поясняют сторонники изменений. Назначение сити-менеджера – через конкурс – так же просто и понятно, а главное – тоже дешевле и быстрее выборов.
Кроме того, от тандема «глава администрации – сити-менеджер» ждут более эффективной работы: такая схема разграничит власть на представительную и исполнительную, что – по мнению законодателей – позволит лучше определить полномочия и усилить общественный контроль за обеими ветвями власти. При этом аппарат чиновников, заверяют власти, разрастаться не будет.
Конечно, не всё пока понятно в процедуре проведения конкурса по выбору главый администрации и сити-менеджера. В донской столице, например, она активно обсуждается.
- Сейчас на повестке дня – порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации города, – рассказала «АиФ-Ростов» председатель постоянной комиссии по местному самоуправлению, правопорядку, связям с правоохранительными органами, политическими партиями и общественными объединениями, средствами массовой информации Татьяна Георгиева. – Этот документ мы пока не приняли: в ходе обсуждения депутаты пришли к выводу, что не все возможные ситуации прописаны в нынешней редакции. Например, непонятно, что делать, если два кандидата набрали одинаковое число голосов, что вполне возможно, ведь комиссия состоит из 10 человек. Поэтому решено доработать документ.
А вот что думает об упразднении мэров Вячеслав Хижняков – в прошлом полномочный представитель президента страны в Совете Федерации и первый мэр города Волгодонска. Многие волгодонцы до сих пор считают его лучшим мэром города, а его мнение остаётся авторитетным:
– Введение управления, при котором назначается сити-менеджер, считаю шагом назад. Во-первых, таким образом людей лишают права выражать собственное мнение. Народ должен сам выбирать главу города, иначе скоро демократии вообще не будет. После отмены выборов губернаторов она и без того уже стала ущербной.
Во-вторых, максимум, на чём будет сосредоточен сити-менеджер, это решение краткосрочных, сиюминутных задач. Только так управляющий городом сможет продемонстрировать свою полезность и удержаться в кресле. Такая психология свойственна «временщикам», а не настоящим хозяйственникам. На «крутые», непопулярные меры, даже если они будут очень нужны, сити-менеджер вряд ли отважится.
В-третьих, потому что любые новшества часто внедряются в угоду определённым людям. С назначенными сити-менеджерами, в отличие от избранных мэров, губернатору будет легче договориться. И, как показывает практика, институт сити-менеджеров чаще всего внедряют там, где региональные элиты хотят укрепить свои позиции. При этом процедура избрания по конкурсу становится лишь формальностью.