Туристический сезон в самом разгаре. Для ростовского гостиничного бизнеса обычно это очень прибыльное время. Но только не в этом году. Отели ждут своих гостей, но те приезжают к нам в меньшем количестве, чем раньше.
В чём проблема и как видят будущее своего бизнеса отельеры региона, выяснила корреспондент Rostov.aif.ru.
Дефицит постояльцев
После пандемии, когда работа донских гостиниц была ограничена, отельеры региона столкнулись с новой проблемой – из-за спецоперации осложнилась доступность Ростовской области для других регионов и стран. Насколько упал поток постояльцев в донской столице, точно неизвестно, такая статистика не ведётся. Но очевидно, что снизился он в разы.
По мнению главы представительства Федерации рестораторов и отельеров Ростовской области Карины Шатворян, у этого обстоятельства две причины. Во-первых, небо над Ростовом закрыто. С конца февраля вылеты из аэропорта Платов из-за спецоперации запрещены, поэтому добраться на Дон стало не так-то просто. Самолёты не летают, поезда перегружены. Шатворян отмечает, что закрытие аэропорта внесло сразу два изменения в туристический бизнес города: увеличилось количество транзитных пассажиров и снизилось время пребывания гостей в отелях.
Во-вторых, запуск сразу нескольких новых отелей в донской столице снизил нагрузку на гостиницы города: число предложений для гостей значительно превышает спрос. Напомним, в конце 2021 года в Ростове открылся Radisson Gorizont Rostov-on-Don, примыкающий к ТРК «Горизонт». Позже начал работу Marriott Courtyard на левом берегу Дона. А в июне 2022 года свои двери для гостей открыл «Гранд Ростов Хаятт Ридженси».
Постояльцев мало, коммунальные платежи растут – выживать гостиничному бизнесу в регионе всё сложнее.
Кому тяжелее?
«Определённые логистические сложности сказываются на реализации нашей стратегии и бизнес-планов. Но у нас было достаточно времени, чтобы понять, что основная целевая аудитория придёт, хоть и с опозданием. То есть будет накапливаться некий отложенный спрос», — рассказывает генеральный управляющий «Гранд Ростов Хаятт Ридженси» Сергей Клименко. Этот пятизвёздочный отель строился 15 лет и открылся 16 июня, сейчас он заполнен примерно на 10%.
«Если говорить про массовую направленность, про гостей, которые прибывают группами на конференции, то сейчас обеспечить это практически невозможно», – уточняет управляющий. Также Сергей Клименко добавляет, что ситуация осложняется местоположением Ростова-на-Дону. Из-за того, что город находится близко к Украине, многие просто боятся сюда ехать.
Но гиганты гостиничного бизнеса могут получать прибыль благодаря предоставлению дополнительных услуг. Так в «Гранд Ростов Хаятт Ридженси» работают два ресторана и фитнес-клуб, в принципе рассчитанные на ростовчан.
Гораздо сложнее маленьким донским гостиницам. Большая часть их владельцев отказались от комментариев, ограничившись замечаниями типа «постояльцев практически нет». Управляющая небольшим отелем в Ростове-на-Дону Ольга Морозова (имя изменено), поделилась с Rostov.aif.ru проблемами своего бизнеса. По её словам, заведение находится в очень сложном материальном положении: «Всё достаточно плохо. С трудом даже себя обслуживаем, выплачиваем зарплаты. И бороться с этим не выходит, людей стало значительно меньше».
Выживут сильнейшие
«Я думаю, представители бизнеса уже настолько подкованы после пандемии и последних событий, что, конечно, подстроятся и будут работать в любых условиях, – считает Карина Шатворян. – Слабые и закредитованные предприятия, возможно, закроются, а те, кто живёт на собственные средства, оказывая услуги в рамках востребованных пожеланий гостей, так и будут продолжать работать на этом рынке. Будем надеяться, что скоро аэропорт откроется и мы заживём полной жизнью».
Достаточно оптимистично настроен и уполномоченный по защите прав предпринимателей Ростовской области Олег Дереза: «Сейчас лето, ограничения сняты, многие едут на юг. Не могу сказать, что в гостиничном бизнесе всё безоблачно, но лучше, чем было во время пандемии. Я понимаю, что из-за приостановления работы Платова туристический и командировочный потоки у нас иссякают, но хотя бы остаётся автомобильный».