Примерное время чтения: 10 минут
140

С начала года на донских дорогах погибли 5 детей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. "Аргументы и Факты" на Дону 31/07/2013

В середине мая только за одни сутки на Дону произошло несколько ДТП с участием детей. Так, в городе Батайске попала под колёса иномарки девочка 3 лет, которая перебегала дорогу в неустановленном месте. В результате ДТП малышку с травмами и ушибами различной степени тяжести доставили в больницу. В этот же день в городе Каменске-Шахтинском был госпитализирован 10-летний мальчик, которого сбила машина. А в Ростове-на-Дону в ДТП пострадал ребёнок, сидевший на пассажирском месте мопеда, которому второй участник аварии, водитель «семёрки», не уступил дорогу. В результате 9-летний мальчик попал в больницу с сотрясением мозга.

О том, как уберечь от беды детей, мы поговорили с председателем регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов  Виктором ОСНОВИНЫМ.

Нехороший урок

- Виктор Николаевич, статистика неумолима: с начала года на донских дорогах погибли уже 5 детей. Почему это происходит?

- Прежде всего это вина родителей, которые не воспитывают в детях культуру поведения на дороге. Да и в школах уроки ОБЖ часто превращаются в формальность. А ведь от этого зависит жизнь и здоровье наших детей! Представьте себе ситуацию: мамочка бежит через дорогу на красный свет и тащит за руку ребёнка. Как в подобной ситуации поступит он, когда окажется на дороге один, - как написано в книжке или как показала ему родная мама? Тут уж и никакие школьные уроки не помогут.

Та же история и с детскими автомобильными креслами, которые либо вовсе не покупают, либо не используют. Ты, мол, сыночка, пригнись, чтобы тебя не было видно, а то дядя-инспектор нас оштрафует. Такое ведь сплошь и рядом. А ребёнок же на месте не сидит и в отличие от взрослого в машине подвергается гораздо большей опасности.

- Прошлой весной четырёхлетний малыш из Зернограда, ехавший на пассажирском сиденье скутера, получил тяжёлые травмы: водитель скутера пошёл на обгон и столкнулся с легковушкой. Страшный случай произошёл и в Тацинском районе меньше месяца назад: 15-летний подросток, управлявший скутером, погиб, врезавшись в автобус...

- Сегодня даже существует поговорка: если любите ребёнка, не покупайте ему скутер. Потому что от таких подарков потом одни слёзы! По закону управлять скутером можно только с 16 лет и только после изучения правил дорожного движения. На практике эти нормы соблюдаются далеко не всегда. При этом скутер развивает скорость до ста километров в час, а ведь к печальному финалу может привести любая кочка на дороге: в отличие от автомобиля водитель скутера ничем не защищён.

Если несовершеннолетний скутерист стал виновником аварии, то по закону к ответственности должны привлекать родителей. Но на деле этого почему-то не происходит. Да и согласитесь: жизнь ребёнка никакими санкциями не вернуть...

А взрослых скутеристов, которые сажают к себе детей пассажирами, я не понимаю вообще. На Дону зарегистрировано уже не одно ДТП с их участием. И все пострадавшие ехали без защитных мотошлемов, а ведь это первое правило безопасности.

Двухколёсный враг

- Буквально на днях в Ростове в ДТП получил тяжёлые травмы ещё один ребёнок: маршрутка сбила юного велосипедиста, выехавшего на красный свет. За шесть месяцев 2013 года было зарегистрировано 17 подобных аварий...

- После скутеристов велосипедисты - это наша вторая головная боль. Дело в том, что им попросту негде ездить. Если бы в городе были специальные дорожки, то каждый участник дорожного движения имел бы свою зону, и думаю, тогда проблема была бы снята. А в нынешних условиях велосипед - это реальная угроза на дороге, которая мешает не только водителям, но и пешеходам. По правилам двигаться по проезжей части велосипедистам можно только в одном метре от обочины. Но даже это небезопасно. Есть такое понятие - «слепая зона»: это та часть дороги, в которой водителю велосипедиста попросту не видно. Стоит ему немного крутануть руль вправо-влево, и столкновения не избежать.

- Виктор Николаевич, вот вы много говорили о пешеходах, родителях. Но ответственность лежит ведь и на самих автомобилистах...

- Безусловно. В наших автомобильных кругах говорят: уступи дорогу дураку. А в отношении детей необходимо быть ещё более внимательными, ведь их поведение абсолютно непредсказуемо. К сожалению, правила нарушают все участники дорожного движения, и даже ужесточение санкций здесь не поможет.

Школьные автобусы - это вообще отдельная тема для разговора. Как правило, они находятся в ведении автомобильных хозяйств, а потому такая вещь, как техосмотр, для них зачастую лишь формальность. Да и водителем может устроиться кто угодно, даже человек без стажа. Вспомните ДТП в Мясниковском районе, когда автобус с детьми, которых везли с Азовского моря, столкнулся с двумя легковушками. Двое взрослых погибли на месте, но из 24 ребят, к счастью, никто не пострадал. А ведь всё могло закончиться гораздо печальнее...

Берегись автомобиля

Начальник отделения пропаганды УГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области Галина ДАВЫДОВА:

- Большинство ДТП с участием несовершеннолетних происходит из-за невнимательности на дорогах. Случаи, когда ребёнок попадает под машину, перебегая улицу в неположенном месте, в 20 - 30 метрах от зебры, к сожалению, стали обычным делом. Ещё одна большая беда - нерегулируемые переходы, на которых шофёры вопреки правилам не всегда пропускают пешеходов. Особенно этим грешат автомобили, которые летят по крайнему левому ряду и, даже приближаясь к переходу, не снижают скорости. Почти треть детей попали под колёса именно в таких ситуациях.

Однако статистика печальна не только в отношении пешеходов: в этом году на дорогах погибли 5 детей, все они были пассажирами. Двое из них ехали непристёгнутыми. Такое легкомысленное отношение взрослых к безопасности детей - настоящий бич нашего времени: по статистике, более трети маленьких пассажиров, пострадавших на дорогах, не были пристёгнуты ремнями либо ехали без специальных удерживающих устройств. Особенно это характерно для сельской местности. Яркий пример - последний случай в Белокалитвинском районе, когда в результате столкновения с иномаркой пострадали трое несовершеннолетних пассажиров старенькой «Волги». Дети, 8, 10 и 11 лет, ехали на заднем сиденье без специальных кресел. Все они получили травмы.

Мы делаем большую работу по организации безопасного дорожного движения, проводим огромное количество мероприятий в школах, детсадах и непосредственно на дорогах, общаемся с родителями. Отдельное внимание уделяется безопасности велосипедистов и скутеристов, и за последний год это дало положительный результат - количество ДТП с их участием сократилось.

Приближается новый учебный год. К сожалению, ещё не возле всех ростовских школ оборудованы переходы, нанесена разметка, установлены знаки. Эта проблема также находится на контроле.

На Дону появится чёрный список автошкол, чьи выпускники чаще всего становятся виновниками аварий на дорогах. С такой инициативой выступил прошлой весной губернатор Василий ГОЛУБЕВ.

Обусловлено это тем, что за прошедший год увеличилось количество ДТП с участием автолюбителей, чей стаж вождения менее трёх лет. Пока что среди учебных заведений, где недобросовестно готовят водителей, оказалось несколько автошкол Ростова, Батайска и Шахт.

Игрушка без правил

Руководитель ростовского скутер-клуба Максим БУШНОВ:

- Взрослый человек покупает скутер для удобства. В отличие от машины на нём гораздо проще передвигаться по городу, проезжая пробки и не думая о том, где бы припарковаться. А для ребёнка это лишь игрушка, развлечение. Выпил банку пива, сел за руль и поехал. Правила знать не нужно: всё равно ведь не накажут. Ну, разве что оштрафуют маму на 500 рублей. И вот он едет себе, довольный, сзади сидит девочка. Оба без шлемов, ветер дует в лицо, классно. А потом водителю в лоб летит кусочек щебёнки, и вся эта романтика заканчивается под колёсами КамАЗа...Из-за безбашенных малолеток за рулём, для которых правил просто не существует, скутеристов недолюбливают водители. У детей нет тормозов, они ездят где хотят и как хотят. И единственное, что может их остановить, - это родители. Но, увы, в жизни мы сталкиваемся с обратным. Недавно в салоне наблюдал, как покупали скутер на день рождения... двенадцатилетнему мальчику. Я не понимаю, о чём думают родители, которые выпускают на дорогу ребёнка.

Ещё одно поветрие - б/у скутеры, которые продаются по дешёвке. По закону они даже не подлежат техосмотру. Так что сработают ли тормоза у этого скутера, купленного в гараже у соседа, не отвалится ли колесо, никто не знает.

В Украине, например, эту проблему решили просто: мопеды с объёмом двигателя более 

50 куб. см там подлежат официальной регистрации. То, что у нас скутеристов обяжут получать водительские права, - это, конечно, здорово. Но станет ли от этого на дорогах меньше лихачей?..

«Я буду долго гнать велосипед...»

Ещё три года назад на заседании коллегии городской администрации было объявлено, что в Ростове разработаны пилотные маршруты велосипедного движения.

Первые велосипедные дорожки общей протяжённостью 3,3 км должны были появиться уже через полгода на проспектах Нагибина, Чехова, Театральном, улицах Малюгиной, Пушкинской, Текучёва, в переулках Нахичеванском и Университетском, а в будущем велодорожная сеть должна была связать окраинные районы с центром.

Чиновники подкрепляли эту замечательную идею цифрами. По данным мэрии, за последние годы продажа велосипедов в городе выросла в шесть раз. О том, что из этого получилось, рассказал руководитель Ростовской городской сети велопроката Дмитрий ГУСЕВ:

- Ростов абсолютно не приспособлен для велосипеда, и хотя на этом виде транспорта ездит весь цивилизованный мир, городские власти не видят в нём альтернативу автомобилю. Пару лет назад у нас была «построена» первая и пока единственная в городе велодорожка, которая ведёт в никуда из ниоткуда: от площади Гагарина до Публички просто висят знаки, которые никак не помогают движению. Часть велодорожки примыкает непосредственно к жилым домам, из-за чего велосипедисты несколько раз сбивали жильцов, которые «не вовремя» выходили из своих подъездов. На Университетском дорожку с одной стороны просто заставили машинами, используя как парковку, а с другой она упирается в бордюр, из-за чего приходится идти пешком. На Чехова нет пандусов, а на повороте на Текучёва велодорожка упирается в четырёхполосную дорогу, запруженную автомобилями. Короче говоря, ездить по ней крайне неудобно.

Позднее планировалось провести второй веломаршрут по Северному жилому массиву, но пока всё это осталось лишь на бумаге. Более того, в апреле прошлого года заместитель мэра Ростова по транспорту и дорожному хозяйству Владислав МАКСИМЕНКО и вовсе заявил, что, по данным мониторинга, велосипед у ростовчан не пользуется спросом, опровергнув официальную статистику прошлых лет.  Так что пока велодвижение в нашем городе развивается не благодаря, а вопреки...

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах