Примерное время чтения: 11 минут
260

Дорога к трагедии. Почему дончане гибнут под колёсами машин

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. "Аргументы и Факты" на Дону 10/06/2015

Как уберечься от беды и за­ставить водителей и пешеходов соблюдать правила, а чиновников - свои обязанности, мы поговорили с Сергеем Моргачёвым, начальником областного УГИБДД, который согласился дать интервью «АиФ на Дону» впервые после своего возвращения на службу.

Сергей Моргачёв. Фото: УГИБДД МВД России по Ростовской области

По всем статьям

- Сергей Владимирович, мы поздравляем вас с выздоровлением. У начальника областной ГИБДД по всем статьям нелёгкая работа. Не потеряли свою смелость?

- (Смеётся). Многие мне этот вопрос задают. Характер такой, наверное. Если бы я сложил руки и ушёл со службы, то какие-то нехорошие люди, выходит, своего добились бы? Это не в моих правилах.

- Вы уже подвели итоги за 4 месяца этого года. Какие результаты? И что вызывает особую тревогу?

- В целом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на четверть снизилось количество аварий, раненых и погибших. Но тревожит, что растёт смертность среди несовершеннолетних, и в особенности детей до года. Родители часто не используют детские удерживающие устройства, а это при аварии неминуемая трагедия.

Проблемный вопрос - байкеры. Начался мотосезон, и, хотя аварий не так много, как в минувшем году, растёт число жертв. Мотоцикл, едущий на большой скорости, трудно заметить другим участникам движения, да и сам водитель не успевает среагировать. Они гоняют на 150 - 180 км/ч, в то время как в населённых пунктах нельзя ездить больше 60. На машине преследовать мотоцикл невозможно, и сейчас мы готовим мотоциклетный взвод, который уже в ближайшее время выйдет на рейды. Байкеры и автомобилисты часто обвиняют друг друга, но, если бы все соблюдали правила, трагедий можно было бы избежать.

В связи с этим много претензий к донским автошколам. В целом уровень подготовки очень слабый, учащиеся заучивают только те маршруты, на которых сдают экзамены. Да и не все преподаватели, к сожалению, знают хорошо правила. Давайте сейчас пойдём в любую автошколу и проверим, сколько преподавателей знают теорию. Я уверен, результат будет неутешительный. Есть вопросы и к моим сотрудникам, которые принимают экзамены.

Есть вопросы к автошколам, которые принимают экзамен. Фото: АиФ

Конечно, и других проблем немало. Культура дорожного движения отсутствует и в Ростовской области, и в других регионах. 892 человека погибли на донских дорогах в прошлом году. Вдумайтесь, это же большое село! А сколько были ранены? И это не только те, кто отделался царапиной на лбу: 30% становятся инвалидами. Общество пока этого не понимает. А претензии не только к водителям, но и к пешеходам: человеку проще перебежать через 4 оживлённые полосы на свой страх и риск, нежели пройти лишние 300 метров до светофора.

За 4 месяца мы привлекли к ответственности 25 тысяч пешеходов. Но прежде чем требовать с них, нужно создать условия. Часто люди вынуждены идти по проезжей части, т.к. нет ни тротуаров, ни переходов. У нас большие претензии к владельцам дорог, особенно к муниципалам. Взгляните на пешеходные переходы: на дворе уже конец мая, а в соответствующий вид приведены единицы. Далеко не везде установлены ограждения.

На стороне водителей

- Но как заставить чиновников работать добросовестно - оборудовать переходы, не класть асфальт в дождь и снег? Мы из года в год об этом говорим.

- С начала года мы составили 3 административных протокола на общую сумму около 900 тысяч рублей на Минтранс за неосвещённые улицы, дороги, не соответствующие гостам, и пр. Нужен и гражданский глаз. Если водитель влетел в яму и разбил подвеску, это вина владельца дорог: следует вызывать Госавтоинспекцию, требовать составить акт и подавать в суд. Я вас уверяю: чем больше будет таких исков, тем лучше будут наши дороги. Пока эта практика в регионе слабо развита, но я тут однозначно на стороне водителей.

- А к своим сотрудникам у вас есть претензии?

- У любого руководителя есть вопросы к подчинённым. Мы увольняем тех, кто дискредитирует Госавтоинспекцию. Это систематические дисциплинарные нарушения. Были случаи, когда сотрудники вместо того, чтобы соблюдать закон, неоднократно ездили на служебных машинах по своим делам или попросту спали на посту. Возбудили уголовные дела на сотрудников, которые регистрировали машины, находящиеся в розыске. С начала года 27 человек уволили по компрометирующий мотивам. Были случаи, когда останавливали сотрудников за вождение в пьяном виде. Я к этому очень жёстко отношусь.

В некоторых городах 8 Марта сотрудники ГИБДД проявляют особую вежливость. Фото: АиФ/ Кирилл Шипицин

Поступают жалобы от водителей, и я настаиваю, что госавтоинспектор всегда должен быть вежлив, независимо от настроения. Другое требование - всегда предлагать помощь автомобилистам в трудной ситуации, скажем, поменять колесо, отбуксировать автомобиль до за­правки или вытащить из кювета. Далеко не каждый рядовой водитель остановится помочь, особенно зимой или в тёмное время суток.

Сотрудник ГАИ - помощник, а не враг. Он по определению не может быть хорошим, поскольку каждый день выписывает штрафы. Но мы должны повернуться лицом к автовладельцам, и тогда они ответят тем же.

- С вашим приходом в работе донской ГИБДД наметились подвижки. За счёт чего?

- Мы с генералом Ларионовым подробно обсуждали, как улучшить работу донской ГАИ, придумывали план. На это ушло немало времени, но главное - есть результат. Сегодня все патрульные машины оснащены видеорегистраторами. Это «держит в тонусе» и инспекторов. Записи хранятся 30 дней, и в спорных ситуациях можно просмотреть, кто был прав, а кто виноват. Стало меньше жалоб на вымогательство взятки. Я не говорю, что мы победили коррупцию, но лёд тронулся: с 1 января было уже 52 случая, когда сотрудники отказались от взяток, а в отношении взяткодателей возбуждены уголовные дела.

Мы поставили новое оборудование и минимизировали очередь на замену водительского удостоверения. Большой ­уклон сделан и на то, чтобы гос­автоинспекторы в кратчайшие сроки приезжали на место ДТП. Днём время ожидания в среднем 35 минут, а не 8 - 12 часов, как это бывало раньше.

На дорогах появилось больше камер, фиксирующих нарушения. На каждом перекрёстке полицейского не поставишь, а фото- и видеосъёмка дисциплинирует водителей и помогает раскрывать преступления, в том числе угоны. Каждую неделю мы проводим антиалкогольные рейды. Это тоже дисциплинирует водителей.

Вождение в пьяном виде - одна из причин ДТП. Фото: АиФ-Ростов/ Игорь Харитонов

Море по колено - небо в клеточку

- За последние 3 года более 200 человек погибли по вине пьяных водителей, 967 были ранены. Не слишком ли мягкая мера наказания предусмотрена для тех, кто садится за руль в нетрезвом состоянии?

- За вождение в пьяном виде в первый раз лишают прав на 1,5 - 2 года и штрафуют на 30 тысяч рублей, за повторное нарушение штраф увеличивается до 50 тысяч, а срок лишения - до 3 лет. Раньше сотрудники ГАИ имели право забирать водительское удостоверение, и это многое ­упрощало. Сейчас документ изымают только по решению суда, задействовано несколько ведомств, в том числе налоговая, приставы. И где гарантия, что водитель не сядет за руль пьяным снова, пока идёт суд?

С 1 июля за повторное вождение в нетрезвом виде грозят штраф в 300 тысяч руб., принудительные работы или лишение свободы сроком до 2 лет. Это большой шаг вперёд, т. к. есть водители, которых уже десятки раз задерживали пьяными. 

- А это не породит новый виток коррупции, ведь гораздо выгоднее дать взятку?

- Хочу вас уверить, что с вступлением в силу нового закона сотрудники ГАИ не озолотятся, как многим кажется. Мы будем, как и сейчас, жёстко за этим следить, проводить проверки, чистки. Да, есть нерадивые сотрудники, но остановить пьянство на дорогах как-то надо.

«Я буду долго гнать велосипед»

Ещё в 2010 году на заседании коллегии городской администрации было объявлено, что в Ростове разработаны пилотные маршруты велосипедного движения.

Первые велодорожки общей протяжённостью 3,3 км должны были появиться уже через полгода на проспектах Нагибина, Чехова, Театральном, улицах Малюгиной, Пушкинской, Текучёва, в переулках Нахичеванском и Университетском. Обещали, что в будущем велодорожная сеть свяжет центр города с окраиной. С тех пор много воды утекло, но сбылись ли обещания?

В Ростове много велосипедистов, а вот о хороших велодорожках остаётся пока только мечтать. Фото: Из личного архива

- Единственный хороший пример обустроенной велодорожки в Ростове - на Набережной. Там всё сделано, как в Европе: нанесена разметка, висят знаки, - говорит Дмитрий Гусев, основатель и руководитель движения «ВелоРостов». - Сегодня в городе-миллионнике обустроено 7 км велодорожек. Для сравнения: в Хельсинки, который по населению вдвое меньше, - 1000 км. Велоинфраструктура в Ростове так или иначе развивается, хотя и не такими темпами, как хотелось бы. Но моё мнение таково, что проблема не только в ней. ДТП с участием велосипедов прекратятся только тогда, когда появится взаимоуважение на дорогах. И водители, и велосипедисты нарушают правила, не думают друг о друге. О чём говорить, если в городе вечно загорожены машинами съезды, которыми пользуются не только велосипедисты, но и инвалиды, и мамы с колясками. Во многих местах, где висят велосипедные знаки, паркуются машины. Так что проблема в первую очередь в головах, и, начертив очередную полосу белой краской на асфальте, её не решить.

Пассажиры молятся, пешеходы крестятся

По статистике ГИБДД, за 4 месяца на донских дорогах произошло 87 аварий с участием пассажирских автобусов. Самым ненадёжным видом общественного транспорта ещё в 2012 году признали ростовские маршрутки. Независимые эксперты Департамента потребительского рынка Ростовской области проверили работу 20 автотранспортных предприятий. Больше всего претензий адресовано к маршрутным такси, в середине списка - автобусы. Относительно благополучно в городе работают легковые такси.

По словам специалистов, основная проблема городских маршруток - отсутствие производственного контроля: не соблюдается режим труда и отдыха водителей, не организован необходимый уровень технического осмотра подвижного состава. В числе других острых проблем использование неисправных транспортных средств, в том числе с неработающими сигналами торможения, отсутствие в салоне огнетушителей и аптечек, движение не по графику и пр. По словам специалистов департамента, водители маршруток нередко нарушают требования безопасности, превышают скорость, оста­навливаются на пешеходных переходах и перекрёстках, отъезжают от остановки с открытой дверью, отчего иногда люди просто выпадают из салона. Серьёзным нарушением, по мнению экспертов, является и то, что пассажирам не выдаются проездные билеты. Впрочем, обо всём этом ростовчане знают не понаслышке.

Что касается легковых такси, то здесь главным нарушением оказалось отсутствие таксометров у 70% автомобилей. В трёх случаях из десяти пассажирам не выдают чек или квитанцию. Помимо прочего, многие перевозчики не организуют предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах