В недалёком прошлом лидерство в этой «номинации» завоевала Индия, за ней тянулся список из развивающихся стран: Филиппины, Китай, Египет. Мы на 7-м месте...
Что читают наши дети?
В читальном зале детской библиотеки посетителей мало - девочка лет 15 и пожилая женщина. Школьница Валерия Овсипян не только увлечённая читательница, но и начинающая писательница: уже три года она пишет книгу о жизни подростков, их взаимоотношениях и проблемах взросления. Бабушка Елизавета Андреевна изучает пособие по макраме. Она растит двух внуков и постоянно приходит читать различные методические и прикладные издания, чтобы потом «на практике» заниматься с детьми.
У книжной полки брат и сестра (по виду не старше десяти лет) одну за другой достают детские иллюстрированные энциклопедии про животных. К столу выдачи они идут уже со стопками книг.
- Читательский поток, конечно, летом снизился, - словно извиняясь, говорит заведующая библиотекой им. Ильича Людмила Гридина. - Да, честно говоря, вообще дети сейчас меньше читают. Сами понимаете, компьютер плюс школьные нагрузки...
На вопрос, что читают наши дети, ответ один и тот же.
- Главный хит на протяжении уже многих лет - «Гарри Поттер», - говорит заместитель заведующей библиотекой им. Маяковского Светлана Буза. - Кстати, на мой взгляд, его автора - Д. Роулинг винят в дурновкусии совершенно напрасно: именно она с помощью своих книг повернула тысячи детей к чтению. Если учесть, что сегодняшних детей вообще сложно увлечь книгой, то это немалая заслуга.
Вообще, помимо фэнтези и мистико-магических сказок, которые дети любят, пожалуй, больше всего, они с удовольствием читают книги об устройстве и происхождении нашего мира: про динозавров, космос, животных и растения. Ещё пользуются популярностью комиксы и книги с мультперсонажами... В последнее время иногда замечаю, что после экранизации некоторых произведений дети приходят, берут эти книги.
Если не помогут родители...
Однако, несмотря на столь радужные картины, проблема нелюбви детей к чтению, увы, вполне очевидна. Вроде бы и родители, и школа борются с этим «недугом» всеми способами. А толку?
- Бывают случаи, когда родитель чуть ли не с секундомером над ребёнком стоит, следя, чтобы он прочитал сколько-то страниц. Но это не выход. Нужно найти «пусковую кнопку», которая пробудит живой интерес. Помню, к нам за помощью как-то пришла мама с сыном-шестиклассником. Она была просто в отчаянии, что не может вытащить ребёнка из-за компьютера и заставить прочитать хоть пару страниц! Тогда наши сотрудники стали водить его от стеллажа к стеллажу, расспрашивая, что ему интересно, чем он увлекается. Мы ему показали десятки книг. Он остановился на Крапивине: «Мальчик со шпагой». И с тех пор - наш постоянный читатель, - улыбается Людмила Александровна.
Но даже самый заинтересованный библиотекарь или педагог не поможет, если родители, приходя с работы, садятся перед телевизором или за компьютер, а то и вовсе работают с утра до ночи.
Елена Николаевна Громова - бабушка со стажем: трое внуков, один правнук. Сетует, что вечно работающим родителям просто некогда заниматься развитием детей:
- Я забеспокоилась, когда у младших внуков начались проблемы с учёбой. Сама полжизни проработала преподавателем и просто ужаснулась, когда выяснила, что об Онегине, например, мои внуки узнают из каких-то невнятных коротких пересказов, которые продаются сейчас на каждом углу. Теперь можно за 15 минут «прочитать» объёмное произведение в «кратком изложении» и потом заявить, что Наташа Ростова - многодетная мать! Я с ними пытаюсь серьёзно заниматься литературой, но боюсь, что время уже упущено...
«Провал в образовании не исправить»
Библиотекари, с которыми мне удалось встретиться, в один голос утверждают, что, с одной стороны, родители действительно сейчас крайне мало занимаются с детьми. С другой, о чём не раз говорили и психологи, и педагоги, школьная программа сильно перегружена. Вдалбливание в головы школьников готовой информации, необходимой для сдачи ЕГЭ, отучает их думать, самостоятельно искать ответы на вопросы, отбивает охоту к творчеству.
- Кроме того, молодое поколение учителей само не блещет грамотностью, - считает известный писатель Вениамин Кисилевский. - Этот провал в образовании, который произошёл в постперестроечной России, увы, уже не исправить. По крайней мере в ближайшее время. Даже по своей внучке сужу: я написал немало детских книг, многие, естественно, посвящены ей. И вы знаете, она не хочет даже их читать, что бы я ни делал. Часто бываю на встречах с читателями и вижу, что таких детей немало. Современное поколение сильно отличается от предыдущих. Ребята более поверхностны в суждениях, не умеют размышлять и анализировать, беднее духовно.
То, что сейчас происходит в системе образования, с введением этого единого экзамена, с сокращением часов по основным предметам, тоже нам аукнется. И совсем скоро...